Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 августа 2021 г. N Ф01-3643/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А79-7044/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.04.2021.
В полном объеме постановление изготовлено 26.04.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Захаровой Т.А., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.03.2021 по делу N А79-7044/2020, принятое по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к обществу с ограниченной ответственностью "АлексПартнер", о прекращении действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, индивидуального предпринимателя Быкова Сергея Владимировича.
В судебном заседании приняли участие представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - Федорова А.Н. на основании доверенности от 11.1.2021 N 1 сроком действия до 31.12.2021 и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 86, т. 2); общества с ограниченной ответственностью "АлексПартнер" - Смирнов Ю.Н. на основании доверенности от 11.11.2019 сроком действия три года (л.д. 48, т. 1) и диплома о высшем юридическом образовании.
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии и индивидуальный предприниматель Быков Сергей Владимирович, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
По результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство, заявитель) обществу с ограниченной ответственностью "АлексПартнер" (далее - ООО "АлексПартнер", Общество) выдано свидетельство серии 21 ЧР N 513 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 109 Новочебоксарск (Химтехникум) - Акулево" (далее - маршрут N 109), сроком действия с 26.12.2019 по 25.12.2029.
По результатам рассмотрения обращения индивидуального предпринимателя Быкова Сергея Владимировича (далее - ИП Быков С.В.) о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства по выдаче свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута Обществу, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) решением от 22.06.2020 по делу N 021/01/17-1007/2019 признало действия Министерства нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Комиссия Управления пришла к выводу о том, что Министерство выдало свидетельство на осуществление пассажирских перевозок без подтверждения победителем конкурса - ООО "АлексПартнер" наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие, что является нарушением Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
Кроме того, 22.06.2020 Министерству выдано предписание по делу N 021/01/17-1007/2019 в соответствии с которым ему предписано прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ, путем прекращения у ООО "АлексПартнер" права осуществления пассажирских перевозок по маршруту N 109, аннулировав выданное свидетельство на осуществление перевозок по указанному маршруту.
Министерство на основании указанного предписания 08.07.2020 обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту N 109.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.03.2021 в удовлетворении заявления отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), положениями Федерального закона N 220-ФЗ, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного ООО "Алекс-Партнер".
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с неправильным применением норм материального права.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в судебном порядке возможно только при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ.
Министерство отмечает, что приказ от 14.10.2020 N 02-03/192 о прекращении у ООО "АлексПратнер" права осуществления пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок N 109 в настоящее время оспаривается в арбитражном суде (дело N А79-117/2021).
Заявитель считает также необходимым приостановить рассмотрение апелляционной жалобы до вступления в законную силу решения по делу N А79-117/2021, указывая на необоснованное отклонение судом первой инстанции заявленного ходатайства.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и поддержаны представителем Министерства в судебном заседании.
ООО "АлексПартнер" в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда, просило отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.
ИП Быков С.В. в отзыве на апелляционную жалобу поддержал позицию Министерства.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ИП Быкова С.В. и Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей Общества и Министерства, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральный закон N 220-ФЗ регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок (статья 1 Федерального закона N 220-ФЗ).
Частью 2 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Основания для прекращения действия свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок установлены в статье 29 Федерального закона N 220-ФЗ.
По обстоятельствам, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 5 и 6 части 1 настоящей статьи, действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок прекращается с момента наступления данных обстоятельств ( часть 2 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ).
Частью 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ предусмотрено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств, в ней перечисленных.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении действия свидетельства серии 21 ЧР N 513 об осуществлении перевозок, выданного ООО "АлексПартнер" по результатам конкурса, Министерство ссылалось на необходимость выполнения требований предписания Управления от 07.10.2019 N 021/01/18.1-601/2019 (уточнение от 24.02.2021) и предписания от 23.06.2020 N 021/01/17-1007/2019.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, обязанность по выполнению предписания от 23.06.2020 N 021/01/17-1007/2019 исполнена Министерством путем издания приказа от 14.10.2020 N 02-03/192, которым прекращено право ООО "АлексПратнер" на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 109, аннулировано выданное ему свидетельство серии 21 ЧР N 513 об осуществлении пассажирских перевозок по маршруту N 109 со сроком действия с 26.12.2019 по 25.12.2029.
Уведомлением от 16.10.2020 N 05/10-6533 Министерство уведомило Общество о необходимости возвратить выданное свидетельство в связи с изданием данного приказа (т.2, л.д.16).
Антимонопольный орган в письме, адресованном Обществу, Министерству, ИП Быкову С.В. сообщил о признании предписания 23.06.2020 N 021/01/17-1007/2019 исполненным (т.2, л.д.6-7).
Предписанием от 07.10.2019 N 021/01/18.1-601/2019 на организатора торгов - Министерство возложена обязанность в срок до 21.10.2019 устранить допущенные нарушения процедуры проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок согласно приказа Минтранса Чувашии от 31.05.2019 N 02-03/93 по лоту N 57 на маршрут N 109 путем отмены протоколов N 2, 3 в части лота N 57 на маршрут N 109; возврата к рассмотрению заявок по лоту N 57 с учетом мотивировочной части решения Управления; продолжению процедуры конкурса по лоту N 57 с учетом мотивировочной части решения Управления.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, указанным предписанием на Министерство не возложена обязанность аннулировать выданное Обществу свидетельство на осуществление перевозок по указанному маршруту.
Перечень оснований прекращения или приостановления действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок не является исчерпывающим. В силу пункта 5 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении обстоятельств, предусмотренных соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Так, пунктом 13 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике" уполномоченный орган исполнительной власти Чувашской Республики, орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных Федеральным законом, а также одного из следующих обстоятельств:
неоднократное (два и более раза) в течение года привлечение лиц, допущенных к управлению транспортным средством, используемым для регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок в соответствии со статьей 34.1 Федерального закона, к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения при осуществлении предусмотренных свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок, за которое в установленном законодательством порядке им назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами либо административный арест, а также к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации;
неоднократное (два и более раза) в течение года привлечение юридического лица либо его должностных лиц, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, муниципальному маршруту регулярных перевозок, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных данным свидетельством перевозок административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.32.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем обстоятельства, влекущие прекращение действия свидетельства, выданного ООО "АлексПартнер", Министерством при обращении в суд не приводились и судом первой инстанции установлены не были.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел процессуальных оснований для приостановления рассмотрения апелляционной жалобы Министерства по настоящему делу до вступления в законную силу решения суда по делу N А79-117/2021, в рамках которого Арбитражным судом Чувашской Республики-Чувашии рассматривается требование ООО "АлексПартнер" о признании недействительным приказа Министерства от 14.10.2020 N 02-03/192.
Кроме того, определением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 16.03.2021 производство по делу N А79-117/2021, приостановлено до вступления в законную силу решения суда по делу N А79-6048/2020, в рамках которого Министерство оспаривает решение и предписание антимонопольного органа от 23.06.2020 N 021/01/17-1007/2019.
При этом Министерство по делу N А79-117/2021 возражает против удовлетворения требований Общества о признании приказа от 14.10.2020 N 02-03/192, считая его законным и обоснованным.
В противном случае, Министерство не лишено возможности самостоятельно отменить оспариваемый Обществом приказ.
Непоследовательная позиция Министерства в вопросе издания приказа от 14.10.2020 N 02-03/192 и создания им определенных правовых последствий для Общества, не является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя по настоящему делу.
Иные доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.03.2021 по делу N А79-7044/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-7044/2020
Истец: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: ООО "АлексПартнер "
Третье лицо: Быков Сергей Владимирович, Первый арбитражный апелляционный суд, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии