г. Нижний Новгород |
|
31 августа 2021 г. |
Дело N А39-539/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.08.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Когута Д.В., Шемякиной О.А.
при участии представителя от заявителя: Ивлюшкина С.В. (доверенность от 24.02.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 по делу N А39-539/2021 Арбитражного суда Республики Мордовия
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор" (ИНН: 1326206810, ОГРН: 1081326002493)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саранска
о признании задолженности безнадежной к взысканию,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия, отдел судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск и Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор" (далее - ООО "Стройриэлтор", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саранска (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании задолженности по обязательным платежам безнадежной к взысканию.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее - Учреждение), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее - МИФНС N 1 по Республике Мордовия), отдел судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск (далее - ОСП по Ленинскому району) и Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия (далее - Межрайонный ОСП).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.04.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд применил не подлежащий применению подпункт 4.1 и не применил подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, спорная задолженность по обязательным платежам подлежит признанию безнадежной к взысканию, поскольку срок ее оплаты истек, а возможность ее взыскания утрачена в связи с истечением сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила относительно приведенных в ней доводов, просила оставить жалобу без удовлетворения; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах приведенных доводов.
Как установили суд апелляционной инстанции, и это не противоречит материалам дела, Общество состоит на налоговом учете в Инспекции, которая на основании полученных от Учреждения сведений о наличии у Общества задолженности по страховым взносам выставила ему требование N 21236 по состоянию на 30.09.2020 об уплате страховых взносов и пеней на общую сумму 7 326 245 рублей 84 копеек со сроком исполнения до 21.10.2020.
Инспекция в связи с неисполнением данного требования приняла решение от 30.10.2020 N 3748 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
МИФНС N 1 по Республике Мордовия, на которую возложена обязанность по применению мер принудительного взыскания в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, ввиду отсутствия у Общества денежных средств на расчетных счетах приняла решение от 10.11.2020 N 2137 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), а также вынесла постановление от 10.11.2020 N 2060 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента, банка).
Общество получило 01.12.2020 постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району от 13.11.2020 о возбуждении исполнительного производства N 141446/20/13015-ИП на основании постановления МИФНС N 1 по Республике Мордовия о взыскании налога, пеней, штрафов от 10.11.2020 N 2060. Согласно указанному документу сумма задолженности Общества составила 7 326 245 рублей 84 копейки за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в том числе:
- по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 793 838 рублей 76 копеек, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу - в сумме 236 777 рублей 96 копеек, на обязательное медицинское страхование - в сумме 879 480 рублей 73 копеек;
- по уплате пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 851 423 рублей 95 копеек, по дополнительному тарифу - в сумме 114 034 рублей 35 копеек, на обязательное медицинское страхование - в сумме 429 061 рубля 58 копеек.
Общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление) с жалобой на принятые меры принудительного взыскания и просило признать безнадежной к взысканию и списать суммы задолженности по страховым взносам и пеням, указанные в требовании от 30.09.2020 N 21236.
Управление решением от 29.01.2021 N 13-19/01030 отменены требование Инспекции от 30.09.2020 N 21236, решение от 30.10.2020 N 3748, решение МИФНС N 1 по Республике Мордовия от 10.11.2020 N 2137 и постановление от 10.11.2020 N 2060 ввиду того, что Общество не было должным образом уведомлено налоговым органом о производстве в отношении него принудительных мер взыскания имеющейся у него задолженности по страховым взносам. В остальной части жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании задолженности по страховым взносам и пеням, указанной в постановлении МИФНС N 1 по Республике Мордовия от 10.11.2020 N 2060, безнадежной к взысканию.
Руководствуясь статьями 45, 46, 47, 59, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 2, 6, 14, 26, Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ), статьей 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям", Арбитражный суд Республики Мордовия счел требование обоснованным и удовлетворил его.
Апелляционный суд, руководствуясь также статьями 1, 3, 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд сделал вывод об отсутствии оснований для признания спорной задолженности безнадежной ко взысканию.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, данный Закон регулировал отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществлялось до 01.01.2017 в порядке, установленном положениями статей 18 - 23, 25 - 27 Закона N 212-ФЗ.
На основании части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, являлся Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно статье 5 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являлись плательщиками страховых взносов.
В силу части 5 статьи 18 Закона N 250-ФЗ с 01.01.2017 признан утратившим силу Закон N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 250-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (за исключениями, указанными в рассматриваемой части).
При этом в статье 20 Закона N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В подпунктах 1 - 4.3 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации определены конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежной к взысканию признается задолженность в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 802 457 рублей 80 копеек, по дополнительному тарифу страховых взносов в сумме 236 778 рублей 03 копеек, на обязательное медицинское страхование в сумме 881 478 рублей 78 копеек возникла за расчетный период - 4 квартал 2014 года со сроком уплаты до 15.01.2015.
Так как страховые взносы не были уплачены Обществом в установленный срок, Учреждение выставило страхователю требование N 01102314 ТН 0013922 от 05.03.2015 со сроком исполнения до 17.03.2015.
В связи с отсутствием денежных средств на расчетных счетах Общества Учреждение вынесло постановление от 03.11.2015 о взыскании страховых взносов и пеней на общую сумму 5 021 574 рубля 42 копейки, которое поступило в службу судебных приставов 09.11.2015.
На основании указанного постановления судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство N 13420/15/13028-ИП, о чем вынес постановление от 11.11.2015.
Данное исполнительное производство окончено постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.06.2016 на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по причине отсутствия у должника имущества.
Апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что Учреждение своевременно и в полном объеме приняло меры принудительного взыскания с Общества спорной задолженности. Процедура внесудебного взыскания этой задолженности Учреждением соблюдена.
Суд апелляционной инстанции правомерно установил, что действующее законодательство не предполагает повторного применения налоговым органом мер принудительного взыскания задолженности по страховым взносам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017. В данном случае взыскание задолженности по страховым взносам и пеням реализовано Учреждением. НК РФ не предоставляет налоговым органам и права на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности в случае реализации взыскания задолженности во внесудебном порядке.
При этом судом установлено и материалами дела подтверждается, что с даты образования задолженности по страховым взносам и пеням на общую сумму 5 021 574 рублей 42 копеек истекло пять лет, однако, размер недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням превышает размер требований к должнику, установленный статьей 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", для возбуждения производства по делу о банкротстве.
Доказательств возвращения судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве в отношении Общества, в материалы дела не представлено.
Суд также установил, что остальная сумма, в отношении которой Общество просило признать ее безнадежной к взысканию, состоит из пеней, начисленных за период по 29.09.2020 на задолженность, включенную в требование Учреждения от 05.03.2015 N 01102314 ТН 0013922. Применительно к данной задолженности на момент обращения Общества в арбитражный суд не истекли сроки, предусмотренные абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании причитающихся к уплате сумм.
Иных оснований, перечисленных в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания обозначенной Обществом задолженности невозможной к взысканию, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для признания спорной задолженности Общества безнадежной к взысканию и обоснованно оставил его заявление без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции признает необоснованными, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства доводы заявителя жалобы о том, что подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет судам право признавать безнадежной к взысканию задолженность по налогам, пени и штрафам в случаях, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 по делу N А39-539/2021 Арбитражного суда Республики Мордовия оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств возвращения судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве в отношении Общества, в материалы дела не представлено.
Суд также установил, что остальная сумма, в отношении которой Общество просило признать ее безнадежной к взысканию, состоит из пеней, начисленных за период по 29.09.2020 на задолженность, включенную в требование Учреждения от 05.03.2015 N 01102314 ТН 0013922. Применительно к данной задолженности на момент обращения Общества в арбитражный суд не истекли сроки, предусмотренные абзацем 3 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании причитающихся к уплате сумм.
Иных оснований, перечисленных в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания обозначенной Обществом задолженности невозможной к взысканию, судом апелляционной инстанции не установлено.
...
Суд кассационной инстанции признает необоснованными, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства доводы заявителя жалобы о том, что подпункт 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляет судам право признавать безнадежной к взысканию задолженность по налогам, пени и штрафам в случаях, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 августа 2021 г. N Ф01-4658/21 по делу N А39-539/2021