Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 августа 2021 г. N Ф01-4658/21 настоящее постановление оставлено без изменения
21 июня 2021 г. |
Дело N А39-539/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.06.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.06.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.04.2021 по делу N А39-539/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор" (ОГРН 1081326002493, ИНН 1326206810) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска о признании задолженности по обязательным платежам безнадежной к взысканию,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия, отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск и Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор" - Ивлюшкин С.В. по доверенности от 24.02.2021 сроком действия 3 года.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор" (далее - Общество) состоит на налоговом учете в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее - Инспекция, налоговый орган)
На основании полученных от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее - Учреждение) сведений о наличии у Общества задолженности по страховым взносам Инспекция выставила в адрес Общества требование N 21236 по состоянию на 30.09.2020 об уплате страховых взносов и пени на общую сумму 7 326 245 руб. 84 коп. со сроком исполнения до 21.10.2020.
В связи с неисполнением указанного требование Инспекция приняла решение от 30.10.2020 N 3748 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств,
Ввиду отсутствия у Общества денежных средств на расчетных счетах Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее - МИФНС N 1 по РМ), на которую возложена обязанность по применению мер принудительного взыскания в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, принято решение от 10.11.2020 N 2137 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), а также вынесено постановление от 10.11.2020 N 2060 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента, банка).
Обществом 01.12.2020 получено постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району городского округа Саранск Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 13.11.2020 о возбуждении исполнительного производства N 141446/20/13015-ИП на основании постановления МИФНС N 1 по РМ о взыскании налога, пени, штрафа от 10.11.2020 N 2060. Согласно указанному документу сумма задолженности Общества составляет 7 326 245 рублей 84 копейки за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017:
- по уплате страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 793 838 руб. 76 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 879 480 руб. 73 коп., по дополнительному тарифу за застрахованных лиц в сумме 236 777 руб. 96 коп.;
- по уплате пени по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 851 423 руб. 95 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 429 061 руб. 58 коп., по дополнительному тарифу за застрахованных лиц в сумме 114 034 руб. 35 коп.
Общество обратилось в Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия с жалобой на принятые Инспекцией меры принудительного взыскания. Одновременно Общество просило признать безнадежной ко взысканию и списать недоимку по страховым взносам и задолженность по пеням, указанным в требовании от 30.09.2020 N 21236.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия от 29.01.2021 N 13-19/01030 отменены требование Инспекции от 30.09.2020 N21236, решение от 30.10.2020 N 37, решение МИФНС N 1 по РМ от 10.11.2020 N 2137 и постановление от 10.11.2020 N 2060 ввиду того, что Общество не должным образом уведомлено о производстве налоговым органом в отношении него принудительных мер взыскания имеющейся у него задолженности по страховым взносам.
В остальной части жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции о признании задолженности по страховым взносам и пеням, указанной в постановлении МИФНС N 1 по РМ от 10.11.2020 N 2060, безнадежной к взысканию.
Решением от 09.04.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил заявленное Обществом требование.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель жалобы обратил внимание на то, что вся процедура принудительного взыскания задолженности проведена Учреждением. Законодательством не предусмотрена повторная процедура взыскания одной и той же задолженности.
Как полагает налоговый орган, в рассматриваемом случае ни одного из оснований, предусмотренных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе утрата возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, не имеется.
Инспекция настаивает, что спорная сумма не может быть признана безнадежной к взысканию в связи с тем, что установленный срок ее взыскания не истек, более того, она была охвачена мерами принудительного взыскания в полной объеме.
Инспекция заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего до 01.01.2017, этот Федеральный закон регулировал отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществлялось до 01.01.2017 в порядке, установленном положениями статей 18 - 23, 25 - 27 Закона N 212-ФЗ.
На основании положений части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ, органом, осуществляющим контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (за исключением страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), являлся Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно статье 5 ЗаконаN N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являлись плательщиками страховых взносов.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ признан утратившим силу Закон N 212-ФЗ. Одновременно статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации должны быть переданы налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных указанными органами по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 указанного Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (за исключениями, указанными в рассматриваемой части).
В соответствии с полученными налоговыми органами сведениями на основании части 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" налоговые органы производят взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые образовались на 01.01.2017, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В подпунктах 1-4.3 пункта 1 статьи 59 НК РФ определены конкретные случаи признания задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, безнадежной к взысканию, а также указано на возможность принятия такого решения в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5 пункта 1 статьи 59 НК РФ).
По смыслу пункта 1 названной статьи решение о признании задолженности безнадежной к взысканию принимается при установлении перечисленных в этом пункте обстоятельств, являющихся юридическим или фактическим препятствием к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (сборов, пени, штрафов), то есть списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение обязанности, является невозможным.
Так, в силу подпункта 4.1 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается задолженность в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет.
Как следует из материалов дела, спорная недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 3 802 457 руб. 80 коп., по дополнительному тарифу страховых взносов в сумме 236 778 руб. 03 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 881 478 руб. 78 коп., возникла за расчетный период - 4 квартал 2014 года со сроком уплаты до 15.01.2015.
В связи с тем, что страховые взносы не оплачены Обществом в установленный срок, Учреждением в адрес страхователя выставлено требование от 05.03.2015 N 01102314 ТН 0013922 со сроком исполнения до 17.03.2015.
Ввиду отсутствия денежных средств на расчетных счетах Общества Учреждением принято постановление от 03.11.2015 о взыскании страховых взносов и пени на общую сумму 5 021 574 руб. 42 коп., которое поступило в службу судебных приставов 09.11.2015 (т.1 л.д.26).
Судебным приставом-исполнителем на основании указанного постановления было возбуждено исполнительное производство N 13420/15/13028-ИП, о чем вынесено постановление от 11.11.2015 (т.1 л.д.82).
Названное исполнительное производство в отношении Общества окончено постановлением судебного пристава-исполнителя от 30.06.2016 на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" по причине отсутствия у должника имущества (т.1 л.д.83).
Таким образом, Учреждением своевременно и в полном объеме приняты меры принудительного взыскания с Общества спорной задолженности. Учреждением соблюдена процедура внесудебного взыскания этой задолженности.
Действующее законодательство не предполагает повторного применения налоговым органом мер принудительного взыскания задолженности по страховым взносам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017. В данном случае взыскание задолженности по страховым взносам и пеням реализовано Учреждением. НК РФ не предоставляет налоговым органам и права на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности в случае реализации взыскания задолженности во внесудебном порядке.
При этом, с даты образования задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму 5 021 574 руб. 42 коп. истекло пять лет, однако, размер недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням превышает размер требований к должнику, установленный статьей 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", для возбуждения производства по делу о банкротстве.
Доказательств того, что судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве в отношении Общества, в материалы дела не представлены.
Остальная сумма, в отношении которой Общество просило признать её безнадежной к взысканию, состоит из пеней, начисленных на задолженность, включенную в требование Учреждения от 05.03.2015 N 01102314 ТН 0013922, за период с 01.01.2017 по 29.09.2020. Применительно к данной задолженности на момент обращения Общества в арбитражный срок не истекли сроки, предусмотренные абзацем 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ, для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании причитающихся к уплате сумм.
Иных оснований, перечисленных в пункте 1 статьи 59 НК РФ, для признания обозначенной Обществом задолженности невозможной к взысканию, судом апелляционной инстанции по материалам дела не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания спорной задолженности Общества безнадежной к взысканию.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Инспекция от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.04.2021 по делу N А39-539/2021 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Стройриэлтор" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-539/2021
Истец: ООО "СТРОЙРИЭЛТОР"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Мордовия, отдел судебных приставов УФССП России по Ленинскому району г. Саранска, МО судебных приставов по исполнению сособых исполнительных производств УФССП России по РМ