Нижний Новгород |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А43-2121/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Максимовой Ю.Е. (доверенность от 01.11.2021 N 17),
от заинтересованного лица: Баранова И.В. (доверенность от 12.07.20201 N ЛШ/14494/21),
от гаражно-строительного кооператива "Гордеевский": Ровного И.А., председателя,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021
по делу N А43-2121/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
(ИНН: 5261098663, ОГРН: 1155261002720)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной
антимонопольной службы по Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - гаражно-строительный кооператив "Гордеевский", гаражный кооператив N 19 "Лайнер", потребительский гаражно-строительный кооператив "Прибрежный-2",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 25.12.2020 по делу N 052/01/10-418/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены гаражно-строительный кооператив "Гордеевский" (далее - ГКС "Гордеевский"), гаражный кооператив N 19 "Лайнер" (далее - Кооператив) и потребительский гаражно-строительный кооператив "Прибрежный-2" (далее - ПГСК "Прибрежный-2").
Решением суда от 18.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно истолковали положения законодательства в сфере обращения с отходами, не приняли во внимание, что при рассматриваемых условиях договора региональный оператор будет осуществлять сбор и транспортирование ТКО в рамках оказания услуг по обращению с ТКО в том числе и тогда, когда отходы не образовались и контейнеры не заполнялись. При этом потребители будут оплачивать услуги, фактически им не оказанные, что будет ущемлять их интересы. Общество злоупотребило доминирующим положением. Основания для удовлетворения заявленных требований отсутствовали.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Представитель ГСК "Гордеевский" в судебном заседании изложил позицию по жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 07.09.2021.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в Управление поступили обращения третьих лиц по делу на действия Общества (регионального оператора), выразившиеся в навязывании невыгодных условий по договору на оказание услуг по обращению твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В ходе рассмотрения указанных жалоб Управление установило, что гаражные кооперативы осуществляют деятельность, в процессе которой образуются ТКО, на территории зоны деятельности регионального оператора, установленной Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 N 752.
Управление пришло к выводу, что в действиях Общества имеются признаки нарушения запретов, установленных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), в связи с чем на основании статьи 39.1 Закона N 135-ФЗ Обществу выданы предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с предупреждениями Обществу необходимо предоставить ГСК "Гордеевский" и Кооперативу право на определение периодичности вывоза ТКО, направив в их адрес проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащий условие о периодичности вывоза ТКО, определяемой по заявке потребителя, исключив из проектов договоров условия о периодичности вывоза ТКО, установленной СанПиН 42-128-4690-88 от 05.08.1988.
Общество сообщило Управлению о направлении ГСК "Гордеевский" и Кооперативу подписанных региональным оператором проектов договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, в приложении N 1 к которым установлена периодичность вывоза ТКО с 01.01.2019 по 31.12.2019 по заявке, но не реже периодичности вывоза, установленной СанПиН 42-128-4690-88, с 01.01.2020 по заявке, но не реже периодичности вывоза, установленной СанПиН 2.1.7.3550-19.
Письмом от 03.07.2020 Общество также сообщило о направлении ПГСК "Прибрежный-2" нового проекта договора, приложением N 1 к которому установлена периодичность вывоза ТКО по заявке потребителя, но не реже периодичности, установленной действующими санитарными нормами и правилами.
Усмотрев в действиях Общества признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, Управление возбудило в отношении регионального оператора о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Комиссии Управления от 25.12.2020 N 052/01/10-418/2020 Общество признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, как навязывающее гаражным кооперативам условия договора о периодичности вывоза ТКО, не предусмотренные законодательством.
Обществу выдано предписание от 25.12.2020 N 052/01/10-418/2020, обязывающее в срок до 01.02.2021 прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в навязывании ГК N 19 "Лайнер" и ПГСК "Прибрежный-2" условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО в части периодичности вывоза, установленной действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.7.3550-19), путем заключения дополнительного соглашения об изменении условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного с ГК N 19 "Лайнер", либо заключения с ГК N 19 "Лайнер" и ПГСК "Прибрежный-2" договора на оказание услуг по обращению с ТКО, содержащего условия о вывозе их по заявке потребителя.
Общество оспорило решение и предписание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Закона N 135-ФЗ, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", злоупотреблением доминирующим положением может быть признано использование хозяйствующим субъектом своего положения на рынке для установления невыгодных условий договора или условий, не относящихся к предмету договора (пункт 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В статье 422 Кодекса предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Законом N 89-ФЗ
В части 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В силу части 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Из положений Закона N 89-ФЗ и пункта 25 Правил N 1156 следует, что к существенным условиям договора относится в том числе, периодичность и время вывоза ТКО.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО должно быть безопасным для населения и окружающей среды (пункт 3 Правил N 1156).
В пункте 8(4) Правил N 1156 определено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Единые требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Нижегородской области установлены в Законе Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З, частями 7, 14, 15 статьи 9 которого установлено, что переполнение контейнеров, бункеров-накопителей мусором не допускается. Переполнением считается заполнение контейнера, бункера-накопителя мусором, превышающим верхнюю границу корпуса контейнера, бункера-накопителя. В целях поддержания чистоты в местах размещения мусора и на прилегающей к ним территории вывоз мусора должен осуществляться при заполнении контейнеров и бункеров-накопителей. Срок вывоза мусора должен составлять не реже 1 раза в 3 дня в зимний период, ежедневно в летний период.
В соответствии с пунктом 25 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, установленного постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 (далее - Порядок N 407), параметры графика вывоза ТКО с мест (площадок) накопления ТКО устанавливаются региональным оператором по соглашению с лицом, ответственным за содержание места (площадки) накопления ТКО. Параметры графика вывоза ТКО устанавливаются с диапазоном отклонения не более 4 часов.
Сроки временного накопления несортированных ТКО установлены пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, в соответствии с которым срок напопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
В силу пункта 1.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц, деятельность которых связана с обращением отходов на территориях муниципальных образований.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать требованиям пункта 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19.
Аналогичные требования к срокам накопления и вывоза ТКО предусмотрены в действующих СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
С учетом изложенного суды правомерно посчитали, что условие договора на оказание услуг по обращению в ТКО о периодичности вывоза ТКО "по заявке потребителя, но не реже периодичности вывоза, установленной действующими санитарными нормами и правилами" не противоречит требованиям статьи 13 Закона N 89-ФЗ, статьи 9 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что в действиях Общества по установлению в договорах с гаражными кооперативами условий о периодичности вывоза ТКО в соответствии с установленными законодательством правилами отсутствует нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили требования Общества и признали недействительными решение и предписание Управления.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2021 по делу N А43-2121/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц, деятельность которых связана с обращением отходов на территориях муниципальных образований.
Таким образом, периодичность вывоза ТКО региональным оператором должна соответствовать требованиям пункта 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19.
Аналогичные требования к срокам накопления и вывоза ТКО предусмотрены в действующих СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3.
С учетом изложенного суды правомерно посчитали, что условие договора на оказание услуг по обращению в ТКО о периодичности вывоза ТКО "по заявке потребителя, но не реже периодичности вывоза, установленной действующими санитарными нормами и правилами" не противоречит требованиям статьи 13 Закона N 89-ФЗ, статьи 9 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-З.
При таких обстоятельствах суды правомерно посчитали, что в действиях Общества по установлению в договорах с гаражными кооперативами условий о периодичности вывоза ТКО в соответствии с установленными законодательством правилами отсутствует нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 сентября 2021 г. N Ф01-4519/21 по делу N А43-2121/2021