Нижний Новгород |
|
13 сентября 2021 г. |
Дело N А43-32489/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 13.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
при участии представителя
от министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области: Золотаревой И.А. (доверенность от 29.03.2021 N 4),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021
по делу N А43-32489/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Грепс"
(ИНН: 5257145159, ОГРН: 1145257002549)
к департаменту лесного хозяйства Нижегородской области
(ИНН:5260294552, ОГРН: 1115260001449)
об исключении сведений из Государственного лесного реестра,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Федеральное агентство лесного хозяйства,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Грепс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (Департамент, преобразовано в министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, далее - Министерство) об исключении из Государственного лесного реестра сведений о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010008:2853 и 52:26:0010008:2854 в пределах земель лесного фонда Кстовского районного лесничества Пригородного участкового лесничества.
Иск основан на статье 4 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" и мотивирован выявленным наложением земельных участков на земли лесного фонда.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.02.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021, удовлетворил иск. Суды пришли к выводу о доказанности наличия противоречия между сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и Государственным лесным реестром (далее - ГЛР) в части вхождения спорных участков в земли лесного фонда.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт, отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, истец не доказал наличие противоречия в сведениях ЕГРН и ГЛР; суды данное обстоятельство не проверили и не исследовали. Кассатор указывает, что при рассмотрении дела допущена ошибка в местоположении лесных участков (в части выделов); обращает внимание, что право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда зарегистрировано и не оспорено. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представило, представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010008:2853 и 52:26:0010008:2854. Указанные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010008:751, право собственности на который возникло на основании договора купли-продажи участков от 24.11.2015, решения об объединении участков (дата первоначальной регистрации права 07.12.2015).
Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области издан приказ от 20.03.2020 N 07-01-08/06 о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план сельского поселения "Афининский сельсовет Кстовского района Нижегородской области". Департамент в письме от 29.06.2020 сообщил, что на картографических материалах проекта выявлены несоответствия конфигурации границ земельных участков. Изменения функциональной зоны частично затрагивает земли лесного фонда Кстовского районного лесничества, Пригородного участкового лесничества (квартал 1, выдел 1).
Общество в письме от 03.09.2020 потребовало от Департамента устранить наложение земель лесного фонда в границах межевания спорных участков.
Департамент в письме от 01.10.2020 указал, что решение вопроса об устранении разночтений в сведениях ЕГРН и государственного лесного реестра возможно в рамках работы межведомственной рабочей группы, созданной при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Однако работа этой группы прекращена, порядок, направленный на осуществление мероприятий по устранению разночтений ЕГРН и ГЛР, не установлен.
Поскольку рассмотреть спорный вопрос в административном порядке (без обращения в суд) истец не имеет возможности, Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статье 60.2 (части 1 и 4) Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В статье 14 (части 3 и 6) Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" определено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 этой статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Данные положения не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 4.6 (частям 5 - 7) Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" информация о границах лесных участков и правах на них вносится в ГЛР на основании сведений ЕГРН; сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям ЕГРН, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.
Указанные положения введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ).
Согласно статье 10 (части 6 и 7) этого закона орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения этого закона, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковое требование подлежит удовлетворению.
Суды исходили из того, что права Общества на спорные участки приобретены по договору купли-продажи от 24.11.2015 и зарегистрированы 07.12.2015. Указанные участки не входят в исключения, указанные в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", имеют вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, индивидуальной жилой застройки; Общество использует их по целевому назначению.
Суды установили, что имеется только противоречие между сведениями ЕГРН и ГЛР в части пересечения данных участков с землями лесного фонда; в ЕГРН земельные участки с кадастровым номером 52:26:0010008:2853 и 52:26:0010008:2854 пересечений с землями лесного фонда не имеет. В деле не имеется доказательств внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка лесного фонда, который налагается на границы принадлежащих Обществу участков.
Таким образом, имеет место приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и в ЕГРН, а потому суды правомерно удовлетворили иск Общества.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик при рассмотрении спора по существу не подтвердил наличие оснований для отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают принятие судами незаконных судебных актов.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов, нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Суд округа не рассматривал вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2021 по делу N А43-32489/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Из изложенного следует, что положения этого закона, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН. При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Данная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
...
Суды исходили из того, что права Общества на спорные участки приобретены по договору купли-продажи от 24.11.2015 и зарегистрированы 07.12.2015. Указанные участки не входят в исключения, указанные в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", имеют вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, индивидуальной жилой застройки; Общество использует их по целевому назначению.
...
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик при рассмотрении спора по существу не подтвердил наличие оснований для отнесения спорных земельных участков к землям лесного фонда."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 сентября 2021 г. N Ф01-4573/21 по делу N А43-32489/2020