г. Владимир |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А43-32489/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Устиновой Н.В., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2021 по делу N А43-32489/2020, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Грепс" (ИНН 5257145159, ОГРН 1145257002549) к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (ИНН 5260294552, ОГРН 1115260001449), с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального агентства лесного хозяйства, об обязании исключить сведения из государственного лесного реестра,
при участии в судебном заседании представителя ООО "Грепс" - Ивановой Н.А. по доверенности от 06.09.2020 сроком на 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Грепс" (далее - истец, Обществ) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (в настоящее время переименован в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, далее - ответчик, Департамент, Министерство) об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010008:2853 и 52:26:0010008:2854 в пределах земель лесного фонда Кстовского районного лесничества Пригородного участкового лесничества, квартал 1, выдел 1.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - третье лицо, Агентство).
Решением от 24.02.2021 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель указал, что требование об исключении из государственного лесного реестра (который представляет собой свод информации) сведений в отношении лесного участка, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не подлежит удовлетворению. Настаивает на том, что факт пересечения земельных участков иной категории с кадастровыми номерами 52:26:0010008:2853, 52:26:0010008:2854 с землями лесного фонда Кстовского районного лесничества Пригородного участкового лесничества, квартал 1, выдел 1, является установленным. Полагает, что межевание земельных участков Общества проведено с нарушением требований законодательства: без учета материалов лесоустройства, в отсутствие согласования границ земельного участка с собственником в лице Российской Федерации, что существенно нарушает экономические права и интересы Российской Федерации как собственника лесных участков в составе земель лесного фонда на владение, пользование и распоряжение такими землями.
Представитель Общества в судебном заседании и в возражениях на апелляционную жалобу выразил несогласие с позицией заявителя, полагая доводы Министерства несостоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010008:2853, площадью 31423+/-62 кв.м, 52:26:0010008:2854, площадью 1445+/-13 кв.м, по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, д. Афинино, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Указанные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:26:0010008:751, право собственности на который возникло на основании договора купли-продажи участков от 24.11.2015, решения об объединении участков (дата первоначальной регистрации права 07.12.2015).
Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области издан приказ N 07-01-08/06 от 20.03.2020 о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план сельского поселения "Афининский сельсовет Кстовского района Нижегородской области".
Письмом от 29.06.2020 N Сл-414-322714/20 Департамент сообщил Министерству градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, что на картографический материалах проекта выявлены несоответствия конфигураций границ земельных участков лесного фонда. Изменения функциональной зоны частично затрагивает земли лесного фонда Кстовского районного лесничества, Пригородного участкового лесничества, квартал 1, выдел 1.
03.09.2020 истец обратился к Департаменту с просьбой устранить наложение земель лесного фонда в границах межевания спорных участков.
Письмом от 01.10.2020 Департамент области указал, что решение вопроса об устранении разночтений в сведениях ЕГРН и государственного лесного реестра возможно в рамках работы межведомственной рабочей группы, созданной при Управлении Росреестра по Нижегородской области. Однако в настоящее время работа указанной группы прекращена, порядок, направленный на осуществление мероприятий по устранению разночтений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра, не установлен.
Поскольку рассмотреть спорный вопрос в административном порядке (без обращения в суд) истцу не представилось, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67-69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений ГЛР и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в Единый ЕГРН сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями ГЛР (при их наличии) по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, для уточнения границ земельного участка.
В силу части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Согласно части 6 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается Федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, перед категорией земель, указанной в ГЛР и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании Закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
По представленным в дело документам судом установлено, что Общество изначально приобрело право собственности на землю (из которой впоследствии образованы земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010008:2853 и 52:26:0010008:2854) на основании договора купли-продажи от 24.11.2015 (право зарегистрировано 07.12.2015). Земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010008:2853 и 52:26:0010008:2854 имеют вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, индивидуальной жилой застройки.
Судом установлено и ответчиком документально надлежаще не опровергнуто, что земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010008:2853 и 52:26:0010008:2854 Общество использует по целевому назначению.
Поскольку право собственности истца на указанные участки зарегистрировано в установленном законом порядке до 01.01.2016 и не оспорено в установленном законом порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в силу части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ содержащиеся в ЕГРН сведения о характеристиках данных земельных участков имеют приоритет перед сведениями ГЛР; их принадлежность к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
В отсутствие в ЕГРН сведений о местоположении и координатах поворотных точек границ лесного участка с кадастровым номером 52:26:0000000:2103, судом первой инстанции на законных основаниях удовлетворено требование Общества о внесении изменений в документированную информацию ГЛР о пересечении принадлежащих Обществу земельных участков с землями лесного фонда, то есть о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН.
Вопреки утверждению заявителя жалобы в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело не представлено бесспорных доказательств пересечения земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010008:2853 и 52:26:0010008:2854 в границах земель лесного фонда согласно сведениям ГЛР.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2021 по делу N А43-32489/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-32489/2020
Истец: ООО "ГРЕПС"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Третье лицо: Федеральное Агенство лесного хозяйства