Нижний Новгород |
|
29 сентября 2021 г. |
Дело N А43-2173/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Стариковой Л.Н. (доверенность от 14.12.2020),
от ответчика: Никуличева А.В. (доверенность от 01.10.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22
по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021
по делу N А43-2173/2021
по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22
по Нижегородской области (ИНН: 5262082560, ОГРН: 1045207890672)
к обществу с ограниченной ответственностью "Невасервис"
(ИНН: 5262238240, ОГРН: 1095262002131)
о взыскании 242 600 рублей
и установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Невасервис" (далее - ООО "Невасервис", Общество) о взыскании 242 600 рублей неосновательного обогащения.
Решением суда от 02.04.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, спорная субсидия перечислена ООО "Невасервис" в отсутствие правовых оснований. На дату подачи Обществом заявления о предоставлении субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576) за апрель и май 2020 года, осуществляемый ООО "Невасервис" вид деятельности ("Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта", код 50.30 ОКВЭД) не был включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень). Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927, которым внесены изменения в Перечень, вступило в законную силу 07.07.2020 - после срока, установленного для обращения с заявлением на предоставление субсидий на основании Правил N 576.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Невасервис" 30.06.2020 обратилось в Инспекцию в заявлениями о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, за апрель и май 2020 года.
По результатам проверки заявлений налоговый орган пришел к выводу о соответствии Общества указанным в Правилах N 576 критериям.
Платежными поручениями от 03.07.2020 и от 09.07.2020 Обществу произведена выплата субсидии в общей сумме 242 600 рублей.
Инспекция, посчитав, что субсидия перечислена ООО "Невасервис" без соответствующих на то оснований, направила Обществу уведомление от 02.12.2020 с требованием о возврате субсидии.
Общество требование Инспекции не исполнило, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", Перечнем и Правилами N 576, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Общества спорной субсидии в качестве неосновательного обогащения и отказал в удовлетворении иска.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 38, 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
На основании пункта 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020 (пункт 5 Правил N 576).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5 Правил N 576).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 Перечень дополнен. В частности, в него внесен код 50.30 ОКВЭД "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта". Данное постановление вступило в силу 07.07.2020.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что Инспекция по результатам проверки информации, имевшейся у нее в отношении ООО "Невасервис", не установила оснований для отказа Обществу в предоставлении субсидии на основании Правил N 576, в связи с чем включила его в реестр для перечисления субсидии. Субсидия в общей сумме 242 600 рублей перечислена Обществу 03.07.2020 и 09.07.2020.
В дальнейшем, установив, что на дату подачи ООО "Невасервис" заявления о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами N 576 за апрель и май 2020 года осуществляемый им основной вид экономической деятельности ("Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта", код 50.30 ОКВЭД) не был включен в Перечень, Инспекция пришла к выводу, что спорная субсидия получена Обществом в отсутствие установленных на то правовых оснований.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что в целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020; ООО "Невасервис" по состоянию на 01.03.2020 осуществляло деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (код 50.30 ОКВЭД); данный вид деятельности указан в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности Общества начиная с 10.03.2009; приняв во внимание, что соблюдение иных условий для получения Обществом субсидии, предусмотренных пунктом 3 Правил N 576, Инспекцией не оспаривается, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что субсидия за апрель и май 2020 года предоставлена Обществу с соблюдением порядка и условий, установленных Правилами N 576; основания для взыскания с ООО "Невасервис" спорной субсидии в качестве неосновательного обогащения отсутствуют.
При этом суды отметили, что позиция Инспекции о нераспространении постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения Общества с заявлением о предоставлении субсидии фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
На основании изложенного суды правомерно отказали Инспекции в удовлетворении иска.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2021 по делу N А43-2173/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая при этом, что в целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020; ООО "Невасервис" по состоянию на 01.03.2020 осуществляло деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (код 50.30 ОКВЭД); данный вид деятельности указан в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности Общества начиная с 10.03.2009; приняв во внимание, что соблюдение иных условий для получения Обществом субсидии, предусмотренных пунктом 3 Правил N 576, Инспекцией не оспаривается, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что субсидия за апрель и май 2020 года предоставлена Обществу с соблюдением порядка и условий, установленных Правилами N 576; основания для взыскания с ООО "Невасервис" спорной субсидии в качестве неосновательного обогащения отсутствуют.
При этом суды отметили, что позиция Инспекции о нераспространении постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения Общества с заявлением о предоставлении субсидии фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 сентября 2021 г. N Ф01-5329/21 по делу N А43-2173/2021