г. Владимир |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А43-2173/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Нижегородской области - Марченко Я.К. по доверенности от 14.12.2020 сроком действия 3 года (диплом ВСГ 1579279);
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Невасервис" - Сидельникова А.Д. по доверенности от 01.10.2019 сроком действия до 31.12.2021 (диплом 107724),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Нижегородской области (далее - Инспекция, истец) обратилась в Арбитражный суд нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Невасервис" (далее - ООО "Невасервис", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 242 600 руб.
Исковые требования основаны на статьях 8, 1102, Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование иска указано, что 03.07.2020 и 09.07.2020 на счет ответчика равными платежами перечислена субсидия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 24.04.2020 в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях распространения новой короновирусной инфекции, в частности за апрель и май 2020 года на общую сумму 242 600 руб. Между тем на момент рассмотрения заявления ООО "Невасервис" от 30.06.2020 имелись основания для отказа в ее выдаче, которые заключаются в следующем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020 (пункт 1 Правил).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434. Основной вид экономической деятельности ответчика, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 - 50.30 "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта". При этом ОКВЭД 50.30 "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" включен в Перечень Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции". Данные изменения вступили в силу 07.07.2020. Таким образом, на момент обращения ООО "Невасервис" в налоговый орган с заявлением о представлении субсидии (30.06.2020) Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 не вступило в силу.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2021 по делу N А43-2173/2021 в удовлетворении иска Инспекции отказано.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает, что судом не учтен тот факт, что Постановление от 26.06.2020 N 927 вступило в силу 07.07.2020, после истечения срока для предоставления заявлений на получении субсидий - 01.07.2020, установленного пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 N 09-01-09/2217, действовавший на момент окончания срока направления заявления на предоставление субсидии Перечень, не содержал код ОКВЭД 50.30, в связи с этим, оснований для предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, основным видом деятельности которых является вышеуказанный вид деятельности, отсутствовали.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве против доводов апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Установлено, что 30.06.2020 ООО "Невасервис" направило в налоговый орган заявления N 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, за апрель и май 2020 года.
На основании платежных поручений от 03.07.2020 и 09.07.2020 ООО "Невасервис" получило субсидию за апрель и май 2020 г. в сумме 242 600 руб. (по 121 300 руб. за каждый из месяцев), что им не оспаривается.
Впоследствии налоговый орган пришел к выводу, что обществом получена субсидия без соответствующих на то оснований, в связи с чем в адрес общества направлено соответствующее уведомление от 02.12.2020 с требованием о возврате субсидии.
Неисполнение требований налогового органа в добровольном порядке явилось основанием для обращения инспекции в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 9-П, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Абзацем 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Как следует из пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее также - Перечень N 434).
В целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года. Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей наиболее пострадавшей сфере определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
В силу пункта 5 Правил N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 г. получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 г.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствие условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноту, правильность и достоверность сведений, содержащихся в заявлении, их соответствие данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствие информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5). После указанной проверки налоговый орган либо отказывает заявителю в предоставлении субсидии, либо включает его в реестр для перечисления субсидий (приложение N 1 к Правилам N 576).
Как следует из приведенных обстоятельств, налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении ООО "Невасервис", не установил оснований для отказа обществу в предоставлении субсидии (в том числе несоблюдение условий пункта 3 Правил N 576 или нарушение срока направления заявлений о предоставлении субсидии), в связи с чем включил общество в реестр для перечисления субсидий, на основании которого она была перечислена на счет общества Федеральным казначейством (03.07.2020 и 09.07.2020).
Впоследствии налоговый орган пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления обществу субсидии, поскольку осуществляемый им вид основной деятельности ("Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" по коду ОКВЭД 50.30) был включен в Перечень N 434 уже после 01.07.2020 (последнего дня, установленного Правилами N 576 для направления заявления о предоставлении субсидии), а именно: Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927, вступившим в силу с 07.07.2020 (по истечении 7 дней после дня первого официального опубликования, поскольку иное этим Постановлением не предусмотрено). То есть, по мнению налогового органа, до 01.07.2020 ООО "НЕвасервис" не могло обращаться за получением субсидии, поскольку его основная деятельность отсутствовала в Перечне N 434, а после 01.07.2020 - поскольку уже истек срок, установленный пунктом 5 Правил N 576.
Отклоняя указанную позицию налогового органа, суд первой инстанции обоснованно указал, что она фактически нивелирует меры, принятые Правительством Российской Федерации для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции. Постановление от 26.06.2020 N 927 принято еще до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии, и у суда отсутствуют основания полагать, что срок вступления в силу данного Постановления специально продуман так, чтобы вновь включенные в Перечень N 434 виды деятельности (связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным, морским и внутренним водным транспортом) не попали под действие Правил N 576, предусматривающих предоставление субсидий за апрель - май 2020 г., в том числе и большей частью с целью сохранения получателями субсидии (субъектами малого и среднего предпринимательства) занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
Напротив, на официальном портале Правительства Российской Федерации (http://government.ru/docs/39943/) указано, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 пассажирские перевозки железнодорожным, морским и внутренним водным транспортом включены в список отраслей, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Для предприятий из пострадавших отраслей, помимо отсрочки уплаты всех налогов, арендных платежей и др., "действует прямая финансовая поддержка в виде субсидий (грантов), которые можно потратить на зарплаты, оплату долгов за коммунальные услуги".
Иное толкование спорных правовых норм инспекцией не доказано. Ее ссылка на письмо Минфина России от 15.01.2021 N 09-01-09/2217 отклонена, поскольку, как указано в самом письме, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения. При этом, как справедливо указано в этом письме, Правилами N 576 предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 марта 2020 года. По состоянию на 01.03.2020 ООО "Невасервис" осуществляло деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (код ОКВЭД 50.30), данный вид деятельности был указан в ЕГРЮЛ в качестве основного вида деятельности общества начиная с 10.03.2009.
Соблюдение иных условий для получения обществом субсидии, предусмотренных пунктом 3 Правил N 576, налоговым органом не оспаривается.
Срок для направления заявления о предоставлении субсидии, установленный пунктом 5 Правил, обществом соблюден.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного акта. А несогласие стороны с выводами суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации суд не рассматривает вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2021 по делу N А43-2173/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2173/2021
Истец: Межрайонная ИФНС N 22 по Нижегородской области
Ответчик: ООО "Невасервис"