Нижний Новгород |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А31-1876/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.03.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021
по делу N А31-1876/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия"
(ОГРН: 1184401006426, ИНН: 4401189689)
о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комфортные условия" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - Инспекция, административный орган) от 28.01.2021 N 11-02-2020. Указанным постановлением Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Решением суда от 29.03.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110). Поскольку Общество определено управляющей компанией на основании распоряжения органа местного самоуправления, несоблюдение требований Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), не является нарушением лицензионных требований. Общество неправомерно привлечено к административной ответственности.
Инспекция в отзыве отклонила доводы заявителя жалобы, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Общество, надлежащим образом уведомленное о рассмотрении кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество, на основании лицензии от 10.04.2019 N 44-000109 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
На основании распоряжения управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы от 28.11.2019 N 01-17/122 (далее - Администрация) и договора управления от 01.12.2019 Общество определено в качестве временной управляющей организации для многоквартирных домов в городе Костроме, оставшихся без управления.
В период с 01.12.2019 по 31.10.2020 Общество осуществляло управление многоквартирным домом по адресу: проспект Текстильщиков, 1 (МКД 1). С 01.11.2020 по настоящее время МКД N 1 находится в управлении Общества на основании договора управления от 01.10.2020, заключенного с собственниками.
На основании распоряжения Администрации от 28.11.2019 N 01-17/122 и договора управления от 01.12.2019 в период с 01.12.2019 по 24.12.2020 в управлении Общества находился многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: улица Шагова, 4 (далее - МКД 4). С 25.12.2020 по настоящее время МКД 4 находится в управлении Общества на основании договора, заключенного с собственниками.
В связи с обращениями жителей указанных домов по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества домов Инспекция провела согласованную с прокуратурой внеплановую выездную проверку (с 27.11.2020 по 01.12.2020) на предмет соблюдения Обществом обязательных лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению МКД.
В ходе проверки при обследовании МКД 1 выявлена негерметичность фальцевых соединений кровли над подъездами N 2, 3, 4, 5; негерметичность примыканий к оголовкам вентиляционных каналов; отсутствие решеток на слуховых окнах; намокание стропильных ног в районе подъезда N 5; разрушение отделочных слоев в районе наружной системы водоотвода; отсутствует протокол сопротивления изоляции системы электроснабжения.
При обследовании МКД 4 установлено, что в подвальных помещениях имеются следы увлажнения грунта, в районе второго и третьего подъездов на площади около 50 квадратных метров наблюдается затопление канализационными стоками глубиной около 5 сантиметров. Выявлено частичное отсутствие освещения и плафонов на светильниках освещения в подвальных помещениях, отсутствие сквозного проветривания подвальных помещений через открытые продухи и двери. На момент проверки входная дверь и продухи закрыты. Влажность воздуха в подвальных помещениях составила от 70 до 80 процентов, при нормативе не выше 60 процентов. В подвальном помещении обнаружено наличие строительного мусора (в мешках, гнилые доски, стекло, пластик, ржавые трубы, кирпич).
В квартире N 7 при входе в большую комнату с левой стороны от оконного проема, в углу на обоях видны пятна темного цвета; на вытяжке системы вентиляции на кухне установлен вентилятор; в помещении ванной и санитарного узла на вытяжке системы вентиляции при проведении простейшего исследования лист бумаги на вентиляционной решетке при открытом окне не притягивается потоком воздуха к вентиляционной решетке, увлажнения обоев не выявлено.
В квартире N 24 на вытяжке системы вентиляции в кухне, в ванной и санузле установлены вентиляторы. При проведении простейшего исследования лист бумаги на вентиляционной решетке при открытом окне не притягивается потоком воздуха к вентиляционной решетке.
Факты несоблюдения Обществом требований Кодекса, Положения N 1110, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), отражены в акте проверки от 01.12.2020 N 29-02.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, Инспекция составила протокол об административном правонарушении от 29.12.2020 N 11-02.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекция вынесла постановление, которым признало Общество виновным в совершении вмененного административного нарушения и ему назначено наказание в виде штрафа.
Общество оспорило постановление административного органа в судебном порядке.
Руководствуясь нормами КоАП РФ, Кодекса, Положением N 1110, Правилами N 170, N 491, Минимальным перечнем, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд признал доказанным наличие в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, не нашел оснований для признания правонарушения малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно статье 192 Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной уполномоченным органом. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, предъявляются следующие лицензионные требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Кодекса; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Кодекса.
В силу части 2 статьи 162 Кодекса по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Качество услуг (работ) должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Кодекса).
На основании пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Содержание общего имущества должно обеспечивать соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункты "а", "б", "г").
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, помимо прочего: осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт (подпункты "а", "в", "з"); поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством температуру и влажность в таких помещениях, в том числе, посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящим в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда предусмотрены в Правилах N 170, которые определяют, что должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, устанавливают параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции и системы инженерно-технического обеспечения дома.
В Минимальном перечне установлен перечень услуг (работ) оказание (выполнение) которых обязательно в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Требования Правил N 170, Минимального перечня носят императивный характер.
В пунктах 2, 3, 7, 9, 15, 20 Минимального перечня установлен перечень работ, выполняемых для надлежащего содержания стен, крыш, фасадов, систем вентиляции в многоквартирных домах с подвалами, перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания электрооборудования.
Исследовав и оценив материалы дела, суды признали доказанным факт несоблюдения Обществом указанных требований в связи с ненадлежащим содержанием общего имущества спорных многоквартирных домов, что свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Виновность Общества оценена Инспекцией и судами с учетом критериев вины юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер по соблюдению соответствующих требований законодательства.
Административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей назначено Инспекцией в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в размере ниже низшего предела санкции вменяемой нормы КоАП РФ) с учетом конкретных обстоятельств дела, соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Применительно к положениям статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Ссылка Общества на незаконность вменения ему в вину нарушения лицензионных требований, была предметом исследования судов и правомерно отклонена, как не основанная на положениях действующего законодательства.
Нормы материального права судами применены правильно, выводы судов основаны на установленных ими обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судами не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 29.03.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.06.2021 по делу N А31-1876/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комфортные условия" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив материалы дела, суды признали доказанным факт несоблюдения Обществом указанных требований в связи с ненадлежащим содержанием общего имущества спорных многоквартирных домов, что свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Виновность Общества оценена Инспекцией и судами с учетом критериев вины юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер по соблюдению соответствующих требований законодательства.
Административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей назначено Инспекцией в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ (в размере ниже низшего предела санкции вменяемой нормы КоАП РФ) с учетом конкретных обстоятельств дела, соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Применительно к положениям статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели оснований для признания административного правонарушения малозначительным."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 октября 2021 г. N Ф01-5214/21 по делу N А31-1876/2021