Нижний Новгород |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А11-14395/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.03.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021
по делу N А11-14395/2020
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана"
Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
(ИНН: 7719555477, ОГРН: 1057747117724)
к Федеральному казенному предприятию "Государственный лазерный полигон "Радуга" (ИНН: 3308000538, ОГРН: 1023303353150),
Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации (ИНН: 7705596339, ОГРН: 1047796323123)
о взыскании задолженности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401),
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального
казначейства по Владимирской области (ИНН: 3327101933, ОГРН: 1033301807780),
и установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ФГУП "Охрана" Росгвардии) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Федеральному казенному предприятию "Государственный лазерный полигон "Радуга" (далее - ФКУ "ГЛП "Радуга", Полигон) и Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство) о взыскании 2 337 400 рублей 54 копеек задолженности по оплате услуг по охране объектов, оказанных в период с 01.09.2020 по 30.09.2020 по договору от 13.01.2020 N 07-1/2020-35.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 16.03.2021 иск удовлетворен: с Полигона, а в случае недостаточности у него денежных средств с Российской Федерации в лице Минпромторга России в пользу ФГУП "Охрана" Росгвардии взыскано 2 377 400 рублей 54 копейки долга, а также 34 887 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 решение суда оставлено без изменения. Резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: "Взыскать с Федерального казенного предприятия "Государственный лазерный полигон "Радуга", а при недостаточности денежных средств с Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в лице филиала Центр охраны объектов промышленности Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Росгвардии Управление по Центральному федеральному округу задолженность по договору от 13.01.2020 N 07-1/2020/35 в размере 2 377 400 рублей 54 копеек за период с 01.09.2020 по 30.09.2020, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 34 887 рублей".
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что основания для возложения на Министерство субсидиарной ответственности по обязательствам Полигона отсутствуют, поскольку истец не доказал, что основной должник отказался удовлетворить требование кредитора.
ФГУП "Охрана" Росгвардии в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов Министерства.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
ФГУП "Охрана" Росгвардии, Полигон и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ФКП "ГЛП "Радуга" (заказчик) и ФГУП "Охрана" Росгвардии (исполнитель) заключили договор об оказании услуг по охране объектов от 13.01.2020 N 07-1/2020-35, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель на возмездной основе принимает на себя обязательства по оказанию комплекса услуг по охране объектов ФКП "ГЛП "Радуга", согласованных сторонами и перечисленных в прилагаемом к договору соглашении сторон об установлении режима охраны (приложение 1). Заказчик обязуется своевременно принимать оказанные исполнителем услуги и оплачивать их в соответствии с договором. Под охраной объектов подразумевается защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Согласно пункту 7.1 договора стоимость услуг исполнителя, оказываемых по договору, определяется в соответствии с протоколом согласования договорной цены на оказание услуг по охране объектов, утвержденным сторонами (приложение 3), и составляет без налога на добавленную стоимость 1 981 167 рублей 12 копеек в месяц, налог на добавленную стоимость (20 процентов) - 396 233 рубля 42 копейки, всего - 2 377 400 рублей 54 копейки в месяц.
Цена договора без налога на добавленную стоимость составляет 23 774 005 рублей 44 копейки, налог на добавленную стоимость (20 процентов) - 4 754 801 рубль 04 копейки за 12 месяцев, всего - 28 528 806 рублей 48 копеек.
В силу пункта 7.2 договора заказчик не позднее 10-ти банковских дней с момента подписания договора перечисляет исполнителю 30 процентов от стоимости услуг за один месяц, что составляет без налога на добавленную стоимость 594 350 рублей 14 копеек, налог на добавленную стоимость (20 процентов) - 118 675 рублей 03 копейки, всего - 713 220 рублей 17 копеек. Данная сумма учитывается при последующих расчетах (пункт 7.2 договора).
В пункте 7.5 договора установлено, что расчеты с исполнителем заказчик осуществляет ежемесячно безналичным расчетом в рублях на основании счета, выставленного исполнителем, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в реквизитах договора: не позднее 20-го числа месяца, в котором оказываются услуги, заказчик по счету исполнителя производит предоплату в размере 50 процентов от стоимости услуг, определенной пунктом 7.1 договора; оставшуюся сумму заказчик перечисляет до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги, на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг, согласно выставленному счету и счету-фактуре.
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами, при условии подписания документов, указанных в пунктах 1.2, 2.4, согласования крупной сделки в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", и распространяет свое действие на отношения,возникшие с 01.01.2020, и действует до 31.12.2020 включительно. Договор автоматически пролонгируется на каждый последующий календарный год, если ни одна из сторон в письменном виде не уведомила другую сторону о своем отказе от продления договора не позднее чем за три месяца до окончания срока действия договора (пункты 11.1, 11.2 договора).
Согласно двухстороннему акту от 30.09.2020 N 088600000000387 ФГУП "Охрана" Росгвардии в период с 01.09.2020 по 30.09.2020 оказало ФКУ "ГЛП "Радуга" услуги по охране на сумму 2 337 400 рублей 54 копейки.
В претензии от 20.10.2020 N 07/2021 ФГУП "Охрана" Росгвардии потребовало от Полигона оплатить оказанные охранные услуги, а в претензии от 23.10.2020 N 07/2074 предложило Министерству погасить долг в порядке субсидиарной ответственности.
Данные претензии остались без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ФГУП "Охрана" Росгвардии в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 65, 70 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 115, 309, 310, 399, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, учитывая разъяснения, приведенные в абзаце 8 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о том, что собственник имущества должен нести субсидиарную ответственность за основного должника, который не исполнил свои обязательства перед кредитором, и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 399 Кодекса до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Как разъяснено в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
На основании пункта 6 статьи 113 Кодекса собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" также установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом Полигону услуг по договору от 13.01.2020 N 07-1/2020/35 в спорном периоде судами установлен, подтвержден материалами дела и ответчиками не опровергнут.
Доказательств оплаты ФКП "ГЛП "Радуга" задолженности в сумме 2 377 400 рублей 54 копеек за оказанные услуги по договору либо наличие обстоятельств, освобождающих его от исполнения данного обязательства, ответчики вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Согласно пункту 4 Устава ФКП "ГЛП "Радуга", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2010 N 569-р, правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 5.4 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного казенным предприятиям в сфере промышленности, осуществляет Министерство.
В пункте 5.13 указанного Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет также функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, и реализацию возложенных на него функций.
С учетом изложенного, приняв во внимание соблюдение порядка предъявления требований к ответчикам, и учитывая, что к субсидиарной ответственности Российская Федерация в лице Министерства подлежит привлечению только при недостаточности денежных средств у основного должника - Полигона, апелляционный суд правомерно возложил на Министерство субсидиарную ответственность по обязательствам ФКП "ГЛП "Радуга" в случае недостаточности у него денежных средств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 по делу N А11-14395/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 6 статьи 113 Кодекса собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
В пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" также установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
...
Согласно пункту 4 Устава ФКП "ГЛП "Радуга", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2010 N 569-р, правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 5.4 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного казенным предприятиям в сфере промышленности, осуществляет Министерство."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2021 г. N Ф01-5359/21 по делу N А11-14395/2020