г. Нижний Новгород |
|
13 октября 2021 г. |
Дело N А43-28974/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей от заявителя: Парисеева С.А. (доверенность от 07.09.2020 N 9), от министерства социальной политики Нижегородской области: Линевой О.В. (доверенность от 17.03.2021 N 318-23Д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А43-28974/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строитель" (ОГРН: 1035201235783, ИНН: 5211758970)
о признании недействительными заключений межведомственной комиссии по вопросам признания находящегося в собственности Нижегородской области помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 01.09.2020,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Нижегородской области, министерство социальной политики Нижегородской области, администрация городского округа Воротынский Нижегородской области, отдел имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский, прокуратура Нижегородской области,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строитель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными заключений межведомственной комиссии по вопросам признания находящегося в собственности Нижегородской области помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Комиссия) от 01.09.2020 N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно заявитель просил суд обязать уполномоченный орган устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Нижегородской области, Министерство социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство), администрация городского округа Воротынский Нижегородской области (далее - Администрация), Отдел имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский (далее - Отдел), Прокуратура Нижегородской области (далее - Прокуратура).
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 25.02.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Кассатор поясняет, что в состав Комиссии в обязательном порядке включаются эксперты.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Прокуратура в возражении на кассационную жалобу указала на несостоятельность доводов заявителя и на то, что выдача разрешительной документации на строительство жилого дома являлись предметом суденого разбирательства в рамках уголовного дела.
Министерство в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы, сославшись на законность обжалуемых судебных актов..
Остальные лица, участвующие в деле, на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, Отдел и Общество заключили муниципальный контракт от 13.09.2019 N 53, предметом которого являлось приобретение в муниципальную собственность на первичном рынке благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного в рабочем поселке Воротынец Нижегородской области, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 1.2 контракта в собственность Воротынского муниципального района Нижегородской области передавались жилые помещения (квартиры), расположенные по адресу: Нижегородская область, рабочий поселок Воротынец, улица М. Горького, дом 97, первый и второй этажи.
Отдел на основании акта приема-передачи от 17.12.2019 N 1 принял жилые помещения (квартиры) N 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, расположенные по указанному адресу.
Администрация издала распоряжение от 23.01.2020 N 16-Р "О передаче жилых помещений (квартир) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В составе заместителя губернатора Нижегородской области, министра здравоохранения Нижегородской области, Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области, заместителя прокурора Нижегородской области, прокурора Воротынского района Нижегородской области, главы местного самоуправления городского округа Воротынский Нижегородской области, вр и.о. начальника Отдела 28.08.2020 проведено выездное совещание - осмотр жилых помещений, приобретенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Результат зафиксирован в протоколе от 28.01.2020.
По итогам данного совещания даны следующие предложения:
- Администрации обратиться в Комиссию с вопросом о признании помещений N 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12 дома 97 по улице М. Горького рабочего поселка Воротынец Нижегородской области жилыми помещениями, жилых помещений - пригодными/непригодными для проживания и рассмотреть вопрос об отмене распоряжения от 23.01.2020 N 16-Р "О передаче жилых помещений (квартир) детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
- Комиссии рассмотреть вопрос оценки жилых помещений по указанному адресу на соответствие требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с привлечением эксперта, аттестованного на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий.
В Министерство от Администрации поступило заявление (пакет документов) о соответствии установленным требованиям указанных жилых помещений, а также представления Прокуратуры от 14.07.2020, 05.08.2020 и 28.08.2020, в связи с чем осуществлены выезды с целью осмотра спорных жилых помещений с участием заместителя губернатора Нижегородской области, министра здравоохранения Нижегородской области, Уполномоченного по правам ребенка в Нижегородской области, ГЖИ, ГУ МЧС, министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, департамента региональной безопасности Нижегородской области, инспекции Госстройнадзора Нижегородской области, прокуратуры Нижегородской области, прокуратуры городского округа Воротынский Нижегородской области, Администрации, Общества.
Заседание Комиссии проведено 01.09.2020, результаты которого отражены в протоколе от 01.09.2020 N 7.
При осмотре жилых помещений 14.07.2020 выявлено частичное отклеивание обоев; непрокрас стен и потолка в санитарных комнатах; неудовлетворительное состояние сантехнического оборудования (унитазов, раковин, ванных); не закрываются межкомнатные двери; повреждения на подоконниках; плесень на стенах; линолеум на порогах входных дверей постелен без соблюдения строительных норм; поверхность стен не выровнена, с повреждениями, пятнами, вздутиями; поверхность пола не выровнена, с повреждениями, имеет значительное отклонение по горизонтали; толщина линолеума в нежилых помещениях, включая коридор и кухню, составляет 2,5 - 3 миллиметра, что не соответствует требованиям к товару (5 миллиметров); линолеум поврежден; в технических подпольях квартир первого этажа присутствует вода; в санитарных комнатах напольная плитка не имеет прилегания к стенам, отсутствует затирка швов между плитками специальным противогрибковым составом; коридоры жилых помещений не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями; отсутствуют шланги с распылителем для внутриквартирного пожаротушения в квартирах на первом этаже.
В ходе осмотра жилых помещений (05.08.2020) установлено, что выявленные нарушения, за исключением состояния дверей, не устранены. Наниматели (дети-сироты) не удовлетворены качеством жилых помещений.
Заместитель Губернатора Нижегородской области осматривая жилые помещения 28.08.2020 высказал мнение о несоблюдении строительных норм при строительстве многоквартирного дома. По информации заместителя прокурора Нижегородской области при проектировании, выдаче разрешения на строительство, при осуществлении строительного надзора, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию допущены грубые нарушения федерального законодательства.
По результатам заседания Комиссия оформила заключения от 01.09.2020 N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, вынесенных межведомственной комиссией по вопросам признания находящегося в собственности Нижегородской области помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Общество, полагая, что такие заключения не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Кодекса, статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47), постановлением Правительства Нижегородской области от 18 августа 2006 N 266 "О межведомственной комиссии по оценке помещений жилищного фонда Нижегородской области в целях признания таких помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания или многоквартирного дома, все жилые помещения которого принадлежат на праве собственности Нижегородской области, в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также по оценке и обследованию помещений в целях признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан или многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию" (далее - Положение N 266), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Комиссия доказала законность и обоснованность оспариваемых ненормативных актов, и отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения N 47 установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В случае необходимости оценки и обследования помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию такие оценка и обследование осуществляются комиссией, созданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения (пункт 7 (1) Положения N 47).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац 2 пункта 7 Положения N 47).
Основной задачей Комиссии является оценка и обследование, проводимые на предмет соответствия требованиям, установленным Положением N 47, помещений жилищного фонда Нижегородской области в целях признания таких помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а также многоквартирного дома, все жилые помещения которого принадлежат на праве собственности Нижегородской области, в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; помещений в целях признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в течение 5 лет со дня выдачи разрешения о вводе многоквартирного дома в эксплуатацию (пункт 2 Положения N 266).
В состав Комиссии, созданной постановлением Правительства Нижегородской области, входят председатель Комиссии, заместители председателя Комиссии, секретарь Комиссии, члены Комиссии, которые обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (подпункт 4 пункта 7 Положения N 47).
Комиссия в данной ситуации не установила необходимость во включении в состав комиссии экспертов.
Согласно пункту 33 Положения N 47 основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Пунктом 44 Положения N 47 определена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям
Согласно пункту 47 Положения N 47 по результатам работы комиссия принимает одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе, о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания или выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в трех экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения.
Как видно из материалов дела, в состав Комиссии вошли представители Министерства социальной политики Нижегородской области, Государственной жилищной инспекции Нижегородской области, Министерства строительства Нижегородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, КП НО "Нижтехинвентаризация", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Главного управления МЧС России по Нижегородской области.
Суды установили, что в ходе заседания Комиссии были заслушаны ее члены Пономарев А.Н., Никифоров В.Л., Липшица Д.А., Кузахметова Н.А., Русакова А.С., Лузин П.С., а также привлекались представитель собственника жилых помещений (глава администрации городского округа Воротынский - Солдатов А.А., и заместитель главы - Блинов А.А.), независимый эксперт ООО "Профлидер" Медведев В.И.
Таким образом, оспариваемые заключения приняты в рамках законных полномочий Комиссией в составе, сформированном в полном соответствии с действующим законодательством и с соблюдением действующего порядка принятия таких решений.
Суды не установили нарушений Комиссией процедуры проведения оценки.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 Кодекса с учетом подлежащих применению норм действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заключения Комиссии не противоречат положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суды двух инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в судах нижестоящих инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, по существу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, что не относится к компетенции суда округа.
Другой подход заявителя к интерпретации применимых в настоящем деле нормативных положений не свидетельствует об ошибочном толковании и применении судами двух инстанций норм права, не подтверждает существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.02.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2021 по делу N А43-28974/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строитель" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 47 Положения N 47 по результатам работы комиссия принимает одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе, о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания или выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 Кодекса с учетом подлежащих применению норм действующего законодательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые заключения Комиссии не противоречат положениям действующего законодательства и, как следствие, не нарушают права и законные интересы заявителя.
...
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, суд округа не установил.
В соответствии со статьей 110 Кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 октября 2021 г. N Ф01-5494/21 по делу N А43-28974/2020