г. Нижний Новгород |
|
18 октября 2021 г. |
Дело N А43-29032/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей от ответчика: Тимонина Д.Н., директора (паспорт), Логинова Д.А. (доверенность от 05.02.2021 N 3)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Шатковский агротехнический техникум" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по делу N А43-29032/2020
по иску государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) (ИНН: 5221004161, ОГРН: 1025200913803)
к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Шатковский агротехнический техникум" (ИНН: 5238001627, ОГРН: 1025200916927)
о взыскании убытков
и установил:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (межрайонное) (далее - Фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению "Шатковский агротехнический техникум" (далее - Техникум) о взыскании 218 374 рублей 31 копейки убытков.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Техникум не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что убытки возникли по вине Фонда, который на момент назначения Торуновой О.Б. досрочной страховой пенсии по старости необходимые сведения не запросил и не исполнил свои обязанности по проверке представленных сведений, содержащихся в отчете по форме СЗВ-СТАЖ, в отношении указанного застрахованного лица.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Техникум выдал Торуновой О.Б. справку от 30.01.2018 N 61, уточняющую работу данного работника в должностях, дающих право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью (включение в специальный стаж периодов льготной работы в должности "воспитатель").
На основании представленных документов Фонд принял решение о назначении Торуновой О.Б. досрочной страховой пенсии по старости с 02.02.2018.
При назначении досрочной страховой пенсии по старости Фондом зачтен специальный стаж Торуновой О.Б. за период с 01.09.2016 по 31.08.2018 на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных Техникумом. Названный период работы указанного застрахованного лица в должности "воспитатель" обозначен страхователем с указанием кода особых условий труда для досрочного назначения пенсии.
В ходе проведения контрольных мероприятий Фонд в адрес Техникума направил запрос от 10.03.3030 N 03/38-120 о предоставлении справки о количестве обучающихся за периоды с 1992 по 1995 год и с 2015 по 2019 год, в том числе в возрасте до 18 лет.
Техникум направил в адрес Фонда справку от 16.03.2020 N 196 о количестве обучающихся за указанные периоды, в том числе в возрасте до 18 лет, на основании которой Фонд установил, что специальный стаж Торуновой О.Б. (без учета периода с 01.09.2016 по 31.08.2018) на момент обращения составил 23 года 8 месяцев 2 дня, что недостаточно для установления досрочной страховой пенсии по старости, так как с 01.09.2016 количество обучающихся в возрасте до 18 лет составляло менее 50 процентов, следовательно, период работы с 01.09.2016 по 31.01.2018 не должен быть включен в специальный стаж
На основании сведений, содержащихся в справке Техникума от 16.03.2020 N 196, Фонд направил ему запрос от 23.03.2020 N 03/38-151 с просьбой откорректировать сведения в отношении Торуновой О.Б. с 01.09.2016, исключив условия для досрочного назначения страховой пенсии.
Техникум 14.04.2020 направил в адрес Фонда откорректированные сведения о педагогических работниках за период с 01.09.2016 по 31.12.2019.
Кроме того, Фонд 26.03.2020 принял решение о прекращении выплаты Торуновой О.Б. страховой пенсии по старости с 01.04.2020 в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По утверждению Фонда, в результате предоставления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета на Торунову О.Б. ей была преждевременно назначена досрочная страховая пенсия по старости, в связи с чем за период с 02.02.2018 по 31.03.2020 возникла переплата страховой пенсии по старости в размере 218 374 рублей 31 копейки.
В добровольном порядке Техникум не возместил Фонду указанную сумму убытков (претензия от 21.08.2020 N 02-04/4044), поэтому последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 28, 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, Методическими рекомендациями по организации и проведению документальной проверки достоверности предоставляемых страхователем индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденными постановлением Правления Пенсионный фонд Российской Федерации от 30.01.2002 N 11П (далее - Методические рекомендации), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Техникума спорной суммы убытков и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Закона N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее - Правила N 781).
На основании пункта 14 Правил N 781 работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно частям 4 и 5 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 указанной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в выданной Торуновой О.Б. справке от 30.01.2018 N 61 и сведениях индивидуального (персонифицированного) учета Техникум отразил льготный стаж, включив в него период с 01.09.2016 по 31.01.2018, в котором численность учащихся в возрасте до 18 лет составляла менее 50 процентов, что свидетельствует о представлении страхователем недостоверных сведений для назначения страховой пенсии по старости, повлекшее необоснованную выплату пенсии в сумме 218 374 рублей 31 копейки и, соответственно, возникновение у истца убытков.
Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации Фонд обоснованно полагал, что сведения, содержащиеся в справке, соответствуют действительности и являются достоверными.
Довод заявителя жалобы со ссылкой на пункт 28.5 Методических рекомендаций о несвоевременном проведении Фондом проверки представленных сведений в отношении Торуновой О.Б. подлежит отклонению, поскольку данными Методическими рекомендациями не предусмотрена обязанность территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в момент представления справки для назначения пенсионного обеспечения застрахованным лицам осуществлять ее дополнительную проверку.
Согласно пункту 7 названных Методических рекомендаций документальные проверки индивидуальных сведений рекомендуется осуществлять из расчета не менее 7 процентов от общего числа работающих в организации, включающих все категории работников организации с повременной оплатой труда на основе должностных окладов, в процентах от выручки, долях от прибыли и т.д. (руководители, инженерно-технический состав и др.), а также все категории рабочих, для которых применяются тарифные ставки.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по делу N А43-29032/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Шатковский агротехнический техникум" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Шатковский агротехнический техникум".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
...
Довод заявителя жалобы со ссылкой на пункт 28.5 Методических рекомендаций о несвоевременном проведении Фондом проверки представленных сведений в отношении Торуновой О.Б. подлежит отклонению, поскольку данными Методическими рекомендациями не предусмотрена обязанность территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации в момент представления справки для назначения пенсионного обеспечения застрахованным лицам осуществлять ее дополнительную проверку.
Согласно пункту 7 названных Методических рекомендаций документальные проверки индивидуальных сведений рекомендуется осуществлять из расчета не менее 7 процентов от общего числа работающих в организации, включающих все категории работников организации с повременной оплатой труда на основе должностных окладов, в процентах от выручки, долях от прибыли и т.д. (руководители, инженерно-технический состав и др.), а также все категории рабочих, для которых применяются тарифные ставки."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 октября 2021 г. N Ф01-5868/21 по делу N А43-29032/2020