г. Нижний Новгород |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А82-21564/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.10.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.04.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу N А82-21564/2020
по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН: 7604040739, ОГРН: 1027600689621)
о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области от 18.09.2020 N 71-14-02/34/2703
и установил:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 представления Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее - УФК по Ярославской области, надзорный орган) от 18.09.2020 N 71-14-02/34/2703.
Решением суда от 14.04.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
УФК по Ярославской области не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Департаментом требования. Оспариваемое представление является законным и обоснованным. В ходе проверки надзорным органом установлено, что в нарушение пункта 4.3.4 соглашения от 12.02.2019 N 069-09-2019-213, заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Ярославской области, Департамент, как ответственный исполнитель, не обеспечил соблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) по объекту "Локальные очистные сооружения в г. Тутаеве, ул. 2-я Овражная, Ярославская область".
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы УФК по Ярославской области; заявил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
УФК по Ярославской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительство Ярославской области заключили соглашение от 12.02.2019 N 069-09-2019-213 о предоставлении из федерального бюджета бюджету Ярославской области субсидии на обеспечение сокращения доли загрязнения сточных вод, отводимых в реку Волга.
Дополнительными соглашениями от 10.10.2019 N 069-09-2019-213/1, от 23.12.2019 N 069-09-2019-213/2, от 25.12.2019 N 069-09-2019-213/3 в соглашение от 12.02.2019 N 069-09-2019-213 внесены изменения.
В пункте 1.2 соглашения предусмотрено предоставление субсидии в соответствии с перечнем объектов капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и (или) приобретаемых объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно Приложению N 1, Приложению N 2, Приложению N 3 к соглашению от 12.02.2019 N 069-09-2019-213.
Согласно пункту 4.1.4 соглашения в случае если субъектом предоставления субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 настоящего соглашения, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении результатов регионального проекта в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной в соответствии с Правилами предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены и (или) в случае если субъектом по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, рассчитать в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета Ярославской области в федеральный бюджет, и направить субъекту требование о возврате средств субсидии в федеральный бюджет в указанном объеме.
В пункте 4.3.4 соглашения предусмотрена обязанность Правительства Ярославской области обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства согласно приложению N 5 к настоящему соглашению.
Согласно Приложению N 1, Приложению N 2, Приложению N 3 к соглашению с учетом внесенных изменений в 2019 году предусматривалось строительство локальных очистных сооружений по адресу: Ярославская область, город Тутаев, улица 2-я Овражная.
Графиком выполнения мероприятий (Приложение N 4 к дополнительному соглашению от 25.12.2019 N 069-09-2019-213/3) предусмотрены следующие требования применительно к названному объекту: техническая готовность объекта на конец отчетного периода (2019 год) - 100%, планируемая дата получения заключения органа государственного строительного надзора - январь 2020 года, срок ввода объекта в соответствии с заключенным контрактом - февраль 2020 года.
Постановлением Правительства Ярославской области от 23.06.2014 N 593-п утверждена государственная программа "Обеспечение качественными коммунальными услугами Ярославской области" на 2014 - 2020 годы.
В состав названной программы входит региональная программа "Развитие водоснабжения и водоотведения Ярославской области" на 2018 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Ярославской области от 30.03.2018 N 234-п (далее - Региональная программа).
Согласно паспорту Региональной программы ответственным исполнителем программы определен Департамент.
В соответствии с пунктом 3 раздела IV Региональной программы ответственный исполнитель осуществляет, в том числе: ежемесячный мониторинг и анализ хода выполнения мероприятий программы; рассмотрение результатов мониторинга, принятие корректирующих решений и внесение изменений в перечень мероприятий программы (при необходимости); получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, включенных в программу, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации по окончании строительно-монтажных работ; представление отчетности о ходе реализации программы; организацию и проведение экспертных проверок хода реализации мероприятий программы в части целевого использования средств; ежеквартальное размещение информации о ходе реализации программы на странице Департамента на портале органов государственной власти Ярославской области; финансирование мероприятий программы в виде предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на оплату части расходов по строительству, реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения; участие в проведении экспертных проверок хода реализации мероприятий программы на предмет целевого использования средств; оценку эффективности реализации программы в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации программы, приведенной в приложении 2 к программе; оценку результативности и эффективности использования субсидии в соответствии с Методикой оценки результативности и эффективности использования субсидии на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения, приведенной в приложении 3 к программе.
Департамент и администрация Тутаевского муниципального района заключили соглашение от 04.12.2019 о предоставлении из бюджета Ярославской области в 2019 году субсидии на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод в части строительства (реконструкции) очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства, включенных в региональный проект "Оздоровление Волги".
В пункте 4.3.4 соглашения от 04.12.2019 предусмотрена обязанность муниципалитета обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства согласно приложению N 5 к настоящему соглашению.
УФК по Ярославской области провело внеплановую проверку использования Департаментом субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта "Экология" за 2019 год.
Результаты проверки отражены надзорным органом в акте от 31.07.2020.
По итогам проверки УФК по Ярославской области выдало Департаменту представление от 18.09.2020 N 71-1702/34/2703, в пункте 1 которого указало на нарушение Департаментом пункта 4.3.4 соглашения от 12.02.2019 N 069-09-2019-213 и предписало возвратить из бюджета Ярославской области в доход федерального бюджета средства субсидии в размере 2 461 175 рублей 69 копеек в срок до 01.02.2022.
Департамент не согласился с пунктом 1 представления надзорного органа и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 270.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу, что пункт 1 представления надзорного органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Департамента.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999, согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обязан обеспечивать результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила N 999), согласно пункту 3 которых государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Согласно подпункту "в" пункта 10 Правил N 999 соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно также содержать перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 999 в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Приложением N 15 (1) к названной государственной программе от 30.12.2017 N 1710 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по сокращению доли загрязненных сточных вод (далее - Правила N 1710), устанавливающие цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий, предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации, по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства и (или) по предоставлению субсидий местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) очистных сооружений водопроводно-канализационного хозяйства в рамках мероприятий федерального проекта "Оздоровление Волги" в составе государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (пункт 1).
Согласно пункту 3 Правил N 1710 субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1710 субсидии предоставляются на следующие цели: строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства и (или) предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства (подпункт "а"); возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным заемщиками в российских кредитных организациях на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, из расчета предусмотренной кредитным договором процентной ставки, но не более ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, увеличенной на 3 процентных пункта (подпункт "б").
На основании пункта 4 Правил N 1710 субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего государственную программу субъекта Российской Федерации, предусматривающую мероприятия, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия и которые соответствуют целям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил, софинансирование которых осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии;
в) заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что в ходе проверки надзорным органом по состоянию на 01.01.2020 выявлено невыполнение показателя "Техническая готовность объекта на конец отчетного периода, %" по объекту "Локальные очистные сооружения в г. Тутаеве, ул. 2-я Овражная, Ярославская область" на 5 процентов (фактическая готовность - 95 процентов).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, в том числе муниципальные контракты от 18.10.2019 N 33/2019 на выполнение строительно-монтажных работ на сумму 4 994 080 рублей, от 31.10.2019 N 37/2019 на поставку оборудования на сумму 22 767 893 рубля, справку от 19.12.2019 N 1 о стоимости выполненных работ по контракту от 18.10.2019 N 33/2019, счета на поставку оборудования от 04.12.2019 N 21, от 19.12.2019 N 24, суды пришли к выводу, что фактически запланированные виды работ на объекте "Локальные очистные сооружения в г. Тутаеве, ул. 2-я Овражная, Ярославская область" выполнены и приняты муниципальным заказчиком к отчетной дате - 01.01.2020.
Вывод судов основан на материалах дела, не противоречит им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что в рассматриваемом случае со стороны Департамента отсутствует неисполнение графика выполнения мероприятий на объекте и положения пункта 4.3.4 соглашения от 12.02.2019 N 069-09-2019-213 не нарушены.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование Департамента, признав недействительным пункт 1 представления УФК по Ярославской области от 18.09.2020 N 71-14-02/34/2703.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.07.2021 по делу N А82-21564/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 19 Правил N 999 в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 10 настоящих Правил, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам объема средств, предусмотренного на год, в котором допущены нарушения указанных обязательств, на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, без учета размера остатка субсидии по указанным объектам государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежит возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в доход федерального бюджета в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, допустившего нарушение соответствующих обязательств, не позднее 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 20 настоящих Правил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
...
в) заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 октября 2021 г. N Ф01-6273/21 по делу N А82-21564/2020