г. Нижний Новгород |
|
15 ноября 2021 г. |
Дело N А43-4091/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Забурдаевой И.Л.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Эдельвейс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.04.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А43-4091/2021
по заявлению товарищества собственников жилья "Эдельвейс" (ОГРН: 1205200019045, ИНН: 5261126695)
о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода от 04.02.2021 N 73/6/2021, о привлечении к административной ответственности
и установил:
товарищество собственников жилья "Эдельвейс" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Приокского района города Нижнего Новгорода (далее - Комиссия, административный орган) от 04.02.2021 N 73/6/2021 о привлечении к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 26.04.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021, удовлетворил заявленное требование, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление административного органа, применив положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятыми судебными актами, ТСЖ обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав правонарушения; каких-либо документов, подтверждающих, что дороги (проезды) вокруг многоквартирного дома находящего по адресу город Нижний Новгород, улица Цветочная, дом 7 и тротуар между домами являются собственностью собственников помещений многоквартирного дома, в деле не имеется. ТСЖ считает, что у него отсутствует обязанность по уборке территории земельного участка с кадастровым номером 52:18:0080085:30.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Комиссия отзыв на кассационную жалобу не представила.
На основании части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в ходе ежедневного мониторинга чистоты и порядка, благоустройства, внешнего вида Приокского района 12.12.2020 в 12 часов 52 минуты и 16.12.2020 в 13 часов 47 минут по адресу: город Нижний Новгород, улица Цветочная, дом 7 (территория у многоквартирного дома), установлено, что ТСЖ, имея возможность по соблюдению "Правил благоустройства территории муниципального образования города Нижнего Новгорода", утвержденных решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.12.2018 N 272 (далее - Правила N 272), не приняло всех зависящих от него мер для организации работ по очистке территории (проезда) от снега и наледи до твердого покрытия по указанному адресу, что привело к нарушению пункта 11.2.2 Правил N 272.
По факту выявленных нарушений 16.12.2020 уполномоченное должностное лицо Комиссии составило акт обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Усмотрев наличие в деянии ТСЖ признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях (далее - КоАП НО), уполномоченное должностное лицо Комиссии составило протокол об административном правонарушении от 28.01.2021.
Постановлением Комиссии 04.02.2021 N 73/6/2021 ТСЖ привлечено к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что совершенное правонарушение является малозначительным.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Часть 3 статьи 3.1 КоАП НО предусматривает административную ответственность за нарушение требований к уборке автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, в том числе проезжей части дорог, обочин, двухметровых зон у края дороги, полос отвода, тротуаров, подъездных путей, внутриквартальных и внутридворовых проездов, установленных нормативными правовыми актами области и (или) муниципальными правовыми актами, если эти нарушения не подпадают под действие статей 11.21, 11.22 и 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 11.2.1 Правил N 272 период зимней уборки территории муниципального образования город Нижний Новгород устанавливается с 1 ноября текущего календарного года по 15 апреля следующего календарного года. В случае значительного отклонения погодных условий текущей зимы от климатической нормы сроки начала и окончания зимнего периода уборки могут изменяться правовым актом администрации города Нижнего Новгорода.
В соответствии с пунктом 11.2.2 Правил N 272 в период зимней уборки проводится: ежедневное прометание территорий с твердым покрытием; ежедневный сбор мусора со всей территории; очистка пешеходных дорожек от снега при снегопадах не позднее 1 часа после окончания снегопада; формирование снежных валов; при возникновении скользкости или образовании гололеда - посыпка пешеходных дорожек противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения; скалывание образовавшейся наледи - территория должна быть очищена от снега и наледи до твердого покрытия; уборка мусора из урн по мере накопления, но не реже чем 1 раз в неделю; вывоз снега с территорий, не позволяющих организовать хранение накопившегося объема снега без значительного зауживания проезжей части и тротуаров; в период таяния снега - рыхление снега и организация отвода талых вод.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, а также установлены параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
Согласно пункту 3.6.14 Правил N 170 периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) следует принимать по таблице 3.2.
Пунктом 3.6.16 Правил N 170 предусмотрено, что убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую полосу, а во дворах - к местам складирования.
Суды, изучив фотографии, приложенные к акту от 16.12.2020, установили, что работы по очистке территории (проезда) от снега и наледи до твердого покрытия на момент проверки не проведены, территория не очищена.
Факт выявленного нарушения подтвержден актом обнаружения достаточных данных указывающих на наличие события административного правонарушения от 16.12.2020 N 73/6, фотоматериалами от 15.12.2020 и 16.12.2020, выпиской из публичной кадастровой карты Нижнего Новгорода на 22.12.2020, протоколом N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18.04.2020, протоколом об административном правонарушении от 28.01.2021.
Доказательства, подтверждающие, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях ТСЖ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП НО, является верным и соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судами не установлено.
Суды, оценив характер совершенного ТСЖ правонарушения, пришли к выводу о возможности применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле документам, не противоречат им и в силу статьи 286 АПК РФ переоценке судом кассационной инстанции не подлежат, так как это выходит за пределы его полномочий.
Довод ТСЖ о том, что территория, обозначенная в акте от 16.12.2020, не входит в общее имущество многоквартирного дома, правомерно отклонен судами обеих инстанций, поскольку данному земельному участку присвоен кадастровый номер и его границы отмечены в кадастровой карте города, границы придомовой территории определяются по границам данного земельного участка, зафиксированным в кадастровой карте.
Кроме того, обязанность по очистке тротуаров, прилегающих к многоквартирному дому от снега, в силу приведенных положений Правил N 272 и 170, возложена на организации, управляющие общим имуществом многоквартирного дома.
Судом кассационной инстанции не установлены нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.04.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 по делу N А43-4091/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Эдельвейс" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, а также установлены параметры и условия, которым, в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
...
Доказательства, подтверждающие, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах вывод судов о наличии в действиях ТСЖ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 КоАП НО, является верным и соответствует материалам дела.
...
Суды, оценив характер совершенного ТСЖ правонарушения, пришли к выводу о возможности применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 ноября 2021 г. N Ф01-5876/21 по делу N А43-4091/2021