г. Нижний Новгород |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А43-14064/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.11.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей от заявителя: Надежкина М.А. (до и после перерыва; доверенность от 02.03.2021), от заинтересованного лица: Майсюк Т.А. (до и после перерыва; доверенность от 11.01.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А43-14064/2020
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" (ИНН: 5259011640, ОГРН: 1025202838473)
о признании недействительными акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 26.03.2020 N 19 и требования от 26.03.2020 N 1
и установил:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее - Фонд) от 26.03.2020 N 19 и требования от 26.03.2020 N 1.
Решением суда от 20.05.2021 производство по делу в части требования Учреждения о признании недействительным акта проверки Фонда от 26.03.2020 N 19 прекращено; в удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами в части отказа в удовлетворении заявленного требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, факт нецелевого использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования не доказан. Фонд проводил проверку использования выделенных средств на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала только в отдельно взятом подразделении Учреждения - поликлинике, тогда как софинансирование спорных расходов подразумевалось для всей медицинской организации в целом.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Учреждения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 15 минут 17.11.2021.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.11.2021 произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После замены судьи рассмотрение кассационной жалобы начато с начала.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в обжалуемой части в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел комплексную проверку Учреждения по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2018 по 31.12.2019, в ходе которой установил нецелевое использование Учреждением средств обязательного медицинского страхования в сумме 479 779 рублей 84 копеек.
В акте проверки от 26.03.2020 N 19 Фонд предложил Учреждению не допускать нецелевого и неэффективного использования средств обязательного медицинского страхования, а также в срок до 11.04.2020 восстановить сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования - 479 779 рублей 84 копейки на счет Фонда.
Фонд выставил учреждению требование от 26.03.2021 N 1 об уплате суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Учреждение не согласилось с актом проверки Фонда от 26.03.2020 N 19 и требованием от 26.03.2021 N 1 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 29, 150, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", статьями 3,9, 26, 34, 35, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.02.2019 N 85н "Об утверждении порядка формирования, условий предоставления медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и порядка использования средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала" и от 22.02.2019 N 86н "Об утверждении типовой формы и порядка заключения соглашения о предоставлении медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала", Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о доказанности факта нецелевого использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 4 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в составе расходов бюджета территориального фонда формируется нормированный страховой запас, включающий средства для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
В части 6.6 статьи 26 Закона N 326-ФЗ установлено, что средства нормированного страхового запаса территориального фонда на цели, указанные в пункте 4 части 6 настоящей статьи, предоставляются территориальным фондом медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Виды медицинских организаций, которым предоставляются указанные средства, и виды оказываемой ими медицинской помощи в целях предоставления указанных средств определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Указанные в настоящей части средства нормированного страхового запаса предоставляются соответствующим медицинским организациям на основании соглашения, типовая форма и порядок заключения которого утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок формирования средств нормированного страхового запаса, условия их предоставления медицинским организациям и порядок их использования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок формирования, условий предоставления медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и порядок использования средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.02.2019 N 85н (далее - Порядок N 85н).
Типовая форма и порядок заключения соглашения о предоставлении медицинским организациям, указанным в части 6.6 статьи 26 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", средств нормированного страхового запаса Территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.02.2019 N 86н.
Согласно пункту 2 Порядка N 85н средства для софинансирования используются медицинской организацией на заработную плату медицинских работников, принятых в штат медицинской организации в текущем году сверх численности по состоянию на 1 января текущего года, и начисления на выплаты по оплате труда указанных работников.
На основании пункта 5 Порядка N 85н медицинская организация представляет отчет об использовании предоставленных из бюджета территориального фонда средств для софинансирования в территориальный фонд, а территориальный фонд - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в порядке и по форме, утвержденным Федеральным фондом.
Средства для софинансирования, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке (пункт 6 Порядка N 85н).
Форма отчетности и порядок ведения формы отчетности об использовании средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала утверждены приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12.04.2019 N 64.
В соответствии с пунктами 4.5. и 5 порядка ведения формы отчетности в графах 8 и 9 отражается численность уволенных врачей и среднего медицинского персонала в отчетном периоде, соответствующая данным в графах 5 и 6 ежемесячной заявки медицинской организации на предоставление средств для софинансирования. В графах 5 и 6 данной заявки медицинская организация должна указать количество человек, уволенных на последнее число отчетного месяца. В графах 9 и 10 заявки указывается прирост численности человек на последнее число отчетного месяца.
Суды установили, что Учреждение, Министерство здравоохранения Нижегородской области (уполномоченный орган) и Фонд заключили соглашение от 29.04.2019 N 200-НСЗ/315-77-58, предметом которого является предоставление Фондом Учреждению средств, предусмотренных в нормативном страховом запасе Фонда для софинансирования расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.
В пункте 4 данного соглашения установлено, что средства для софинансирования предоставляются при соблюдении медицинской организацией, в частности следующих условий: наличие у медицинской организации потребности в медицинских работниках, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; наличие принятого на работу медицинского работника в текущем финансовом году на штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) сверх численности медицинских работников по состоянию на 1 января текущего года; предоставление медицинской организацией в фонд до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь - до 20 декабря текущего финансового года), согласованной уполномоченным органом власти заявки на предоставление средств для софинансирования (приложение к настоящему соглашению).
Суды установили, что в проверяемом периоде полученные средства обязательного медицинского страхования в сумме 498 179 рублей 84 копеек использованы Учреждением на оплату труда работников, принятых в штат Учреждения, а именно: четырех врачей и одной медицинской сестры. Между тем, в этом же периоде Учреждением уволены четыре врача и две медицинские сестры.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, приняв во внимание, что в заявках на предоставление средств для софинансирования за спорный период не указывались данные об уволенных работниках; прием новых работников производился после увольнения предыдущих, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в медицинской организации отсутствовал прирост численности работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на оплату труда которых были предусмотрены спорные денежные средства.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что в рассматриваемом случае установленное Порядком N 85н требование о направлении полученных средств на оплату труда работников, принятых сверх численности по состоянию на 1 января текущего года, Учреждением не соблюдено, в связи с чем использованные не по целевому назначению средства обязательного медицинского страхования в размере 479 779 рублей 84 копеек подлежат возврату.
Довод Учреждения о том, что средства нормативного страхового запаса Фонда выделены на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала всей медицинской организации, правомерно отклонен судами, поскольку из соглашения от 29.04.2019 N 200-НСЗ/315-77-58 прямо следует, что спорные средства выделяются именно на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации лицу, ее уплатившему.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 по делу N А43-14064/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" - без удовлетворения.
Возвратить Милеиной Марине Анатольевне из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" по чеку-ордеру от 17.09.2021 (операция N 41).
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 5 Порядка N 85н медицинская организация представляет отчет об использовании предоставленных из бюджета территориального фонда средств для софинансирования в территориальный фонд, а территориальный фонд - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в порядке и по форме, утвержденным Федеральным фондом.
Средства для софинансирования, использованные медицинской организацией не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет территориального фонда в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке (пункт 6 Порядка N 85н).
Форма отчетности и порядок ведения формы отчетности об использовании средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала утверждены приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12.04.2019 N 64."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 ноября 2021 г. N Ф01-6549/21 по делу N А43-14064/2020