г. Владимир |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А43-14064/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 21.07.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" (ИНН 5259011640, ОГРН 1025202838473) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2021 по делу N А43-14064/2020, принятое по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" о признании недействительными акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 26.03.2020 N 19, требования от 26.03.2020 N 1.
В судебном заседании принял участие представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области - Майсюк Т.А. на основании доверенности от 11.01.2021 N 2 сроком действия по 31.12.2021 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение) - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области (далее по тексту - Фонд) проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" (далее по тексту - Учреждение).
По результатам проверки составлен акт от 26.03.2020 N 19, согласно которому Фонд предложил не допускать нецелевого и неэффективного использования средств обязательного медицинского страхования; в срок до 11.04.2020 восстановить сумму нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования 479 779 рублей 84 копеек на счёт Фонда.
Кроме того 26.03.2020 выдано требование N 1 о взыскании с Учреждения средств ОМС используемых не по целевому назначению в размере 479 779 рублей 84 копеек.
Не согласившись с актом проверки от 26.03.2020 N 19 и требованием от 26.03.2020 N 1, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Решением от 20.05.2021 Арбитражный суд Нижегородской области прекратил производство в части признания недействительным акта проверки Фонда от 26.03.2020 N 19. В остальной части в удовлетворении требования отказал.
В апелляционной жалобе Учреждение указывает на отсутствие оснований для вывода о нецелевом использовании средств ОМС только по результатам проверки использования выделенных средств на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала в отдельно взятом подразделении Учреждения - поликлинике.
Представитель Фонда в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (статья 1).
Пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ предусмотрено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6.6 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ с января 2019 года часть расходов медицинских организаций на зарплату врачей и среднего медперсонала финансируется Территориальным фондом.
Средства нормированного страхового запаса Территориального фонда предоставляются медицинским организациям на основании соглашения, типовая форма и порядок заключения которого утверждены приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 86н. Порядок формирования средств нормированного страхового запаса, условия их предоставления медицинским организациям и порядок их использования утверждены приказом Минздрава России от 22.02.2019 N 85н (далее - Порядок N 85н).
Как следует из положений части 6.6 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ и Соглашения о предоставлении медицинским организациям средств нормативного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, заключенным Учреждением с Министерством здравоохранения Нижегородской области от 29.04.2019 N 200-НСЗ/315-77-58, средства для софинансирования расходов выделяются именно на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, а не на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала всей медицинской организации.
В соответствии с пунктом 4 Соглашения средства для софинансирования предоставляются при соблюдении Медицинской организацией, в частности следующих условий: в) наличие у Медицинской организации потребности в медицинских работниках, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; г) наличие принятого на работу медицинского работника в текущем финансовом году на штатную должность в полном объеме (не менее одной ставки) сверх численности медицинских работников по состоянию на 1 января текущего года; е) предоставление Медицинской организацией в Фонд до 5-го числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь - до 20 декабря текущего финансового года), согласованной Уполномоченным органом власти заявки на предоставление средств для софинансирования (приложение к настоящему Соглашению). Заявка заполняется нарастающим итогом с начала года (сноска к приложению к типовой форме соглашения).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 85н, средства для софинансирования используются медицинской организацией на заработную плату медицинских работников, принятых в штат медицинской организации в текущем году сверх численности по состоянию на 1 января текущего года, и начисления на выплаты по оплате труда указанных работников.
Приказом Федерального фонда ОМС от 12.04.2019 N 64 утверждена форма отчетности об использовании средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для софинансирования расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала и Порядок ведения отчетности.
Согласно пунктам 4.5. и 5 данного Порядка ведения отчетности в графах 8 и 9 отражается численность уволенных врачей и среднего медицинского персонала в отчетном периоде, соответствующая данным в графах 5 и 6 ежемесячной заявки медицинской организации на предоставление средств для софинансирования. В графах 5 и 6 данной заявки медицинская организация должна указать количество человек, уволенных на последнее число отчетного месяца. А в графах 9 и 10 заявки указывается прирост численности человек на последнее число отчетного месяца.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Фондом установлено, что в проверяемом периоде с 01.01.2018 по 31.12.2019 полученные средства ОМС в сумме 498 179 рублей 84 копеек использованы на оплату труда работников, принятых в штат Учреждения: 4 врача и 1 медицинская сестра. Между тем, в тот же период Учреждением уволены 4 врача и 2 медицинские сестры. При этом приём новых работников производился после увольнения предыдущих. Следовательно, требование Порядка о направлении полученных средств на оплату труда работников, принятых сверх численности по состоянию на 1 января текущего года Учреждением не соблюдено.
Денежные средства, использованные не по целевому назначению в сумме 479 779 рублей 84 копеек согласно "Требованию о взыскании средств ОМС, используемых не по целевому назначению от 26.03.2020 N 1 подлежат возврату в бюджет Фонда, в соответствии с пунктом 6 Приложения N 2 к приказу Минздрава России от 22.02.2019 N 85н".
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, территориальной программе ОМС структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие расходы.
Факт расходования средств ОМС в указанном размере Учреждением не оспаривается. Результатами проверки установлено, что в заявках на предоставление средств для софинансирования за спорный период не указывались данные об уволенных работниках.
В 2019 году в медицинской организации отсутствовал прирост численности работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на оплату труда которых были предусмотрены денежные средства.
Наличие у медицинской организации права устанавливать дополнительные гарантии работникам, не свидетельствует о наличии возможности возмещать расходы на предоставление данных гарантий за счет средств ОМС.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению о признании недействительным требования от 26.03.2020 N 1 о взыскании средств ОМС, использованных не по целевому назначению и восстановлении суммы на счет Фонда в сумме 479 779 рублей 84 копеек.
В части требования Учреждения о признании недействительным акта от 26.03.2020 N 19 суд апелляционной инстанции соглашается в выводом суда, что требование в указанной части подлежало прекращению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.
В данном случае оспариваемый акт от 26.03.2020 N 19 оформленный по результатам комплексной проверки, не отвечает перечисленным признакам, следовательно, не может быть оспорен самостоятельно в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Учреждение.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.05.2021 по делу N А43-14064/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Нижнего Новгорода" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14064/2020
Истец: ГБУЗ НО ДГКБ N27 "Айболит"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Нижегородской области