г. Нижний Новгород |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А82-20089/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.11.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2021 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А82-20089/2019
по иску акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" (ИНН: 7604192971, ОГРН: 1107604019181)
к Ярославской области в лице Департамента транспорта Ярославской области (ИНН: 7604059433, ОГРН: 1027600698498)
о взыскании убытков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Ярославской области, Департамент финансов Ярославской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
и установил:
акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "СППК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Ярославской области в лице Департамента транспорта Ярославской области (далее - Департамент транспорта) о взыскании 46 042 342 рублей 40 копеек убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ярославской области (далее - Правительство), Департамент финансов Ярославской области (далее - Департамент финансов), Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент тарифов) и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Северная железная дорога (далее - ОАО "РЖД").
Решением суда от 31.03.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
АО "СППК" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, наличие у Общества убытков в заявленном ко взысканию размере доказано. Департамент тарифов установил уровень тарифа на услуги в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ярославской области на 2016 год, который не покрывал себестоимость проезда. Тариф установлен с целью обеспечения доступности услуг перевозчика исходя из уровня платежеспособности населения, однако безубыточность деятельности Общества он не обеспечивал.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Правительство, Департамент транспорта, Департамент финансов и Департамент тарифов в отзывах на кассационную жалобу отклонили доводы Общества.
ОАО "РЖД" отзыв на кассационную жалобу не представило в суд округа; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
АО "СППК", Правительство, Департамент транспорта, Департамент финансов и Департамент тарифов заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.11.2021 произведена замена судьи Новикова Ю.В. на судью Шемякину О.А. в порядке, установленном в статье 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Департамент транспорта и АО "СППК" (перевозчик) заключили договор от 28.12.2015 N 14-ОП/2015/жд-193 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ярославской области, в соответствии с пунктом 1 которого Департамент транспорта поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства в период действия договора осуществлять перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Ярославской области в соответствии с размерами движения пригородных поездов, указанных в приложении N 1 к договору, являющемся его неотъемлемой частью, и тарифами, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора Департамент транспорта обязался возмещать перевозчику недополученные доходы в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.12.2009 N 1190-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением социальных услуг по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования".
Порядок оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, меры социальной поддержки которых предусмотрены законодательством Ярославской области, и возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентируются отдельно заключаемым договором.
На основании пункта 2.2.5 договора Департамент транспорта обязался возмещать перевозчику затраты в связи с оказанием транспортных услуг, связанных с государственным регулированием тарифов в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 25.12.2009 N 1242-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение затрат в связи с оказанием транспортных услуг и o признании утратившим силу постановления Правительства от 29.12.2008 N 735-п".
Порядок возмещения затрат в связи с оказанием транспортных услуг, связанных с государственным регулированием тарифов, регламентируются отдельно заключаемым договором.
В пунктах 5.1 и 5.2 договора (с учетом дополнительного соглашения от 28.10.2016 N 4/д-128-2016) стороны определили срок действия договора - с 01.01.2016 по 31.12.2016 включительно. Договор может быть расторгнут по соглашению сторон, а также в одностороннем внесудебном порядке, в случае невыполнения его условий одной из сторон, или по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством, о чем стороны обязаны письменно известить друг друга за тридцать дней.
В соответствии с приказами Департамента тарифов от 08.12.2015 N 351-ж/д и 352-тр-жд/пр с 01.01.2016 Обществу установлен экономически обоснованный уровень тарифа на услуги в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ярославской области на 2016 год в размере 7,08 рубля за 1 пассажиро-километр и тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ярославской области, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок, в размере 3,00 рубля за 1 пассажиро-километр.
Департамент транспорта и АО "СППК" заключили договоры от 28.12.2015 N 16-У/2015/жд-225 и от 19.12.2016 N 05-У/2016/СППК-260-2016 о предоставлении перевозчику субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием транспортных услуг, связанных с государственным регулированием тарифов, железнодорожным транспортом общего пользования, а также договор от 21.12.2016 N 06-У/2016/СППК-261-2016 о предоставлении перевозчику субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования.
Во исполнение условий договоров Обществу предоставлена субсидия в общей сумме 450 733 154 рубля 32 копейки.
Посчитав, что указанная сумма субсидии не возмещает в полном объеме расходы перевозчика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 2, 4, 65, 71, 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8, 9, 15, 16, 307, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о недоказанности наличия у Общества невозмещенных убытков и отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Кодекса под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Кодекса).
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) установлено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
На основании пункта 3 статьи 8 Закона N 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, на основании пунктов 1, 3, 4 и 6 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 13 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 (далее - Положение N 643) основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
Постановлением Правительства Ярославской области от 25.12.2009 N 12427-п утвержден Порядок предоставления юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием транспортных услуг, связанных с государственным регулированием тарифов (далее - Порядок N 12427-п).
В соответствии с пунктом 10.2.2 Порядка N 12427-п (в редакции постановления Правительства Ярославской области от 11.11.2016 N 1197-п) для перевозчиков, осуществляющих перевозки железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, определение размера субсидии (Сфакт) за отчетный период осуществляется по следующей формуле: Сфакт = (Тэк - Т) x Пфакт, где: Тэк - экономически обоснованный уровень тарифа, установленный для перевозчика нормативным правовым актом Ярославской области, руб./пасс.-км; Пфакт - фактически выполненный пассажирооборот перевозчика по Ярославской области в размере, не превышающем планового значения, пасс.-км; Т - тариф на перевозку пассажиров, установленный для перевозчика нормативным правовым актом Ярославской области в размере ниже его экономически обоснованного уровня, руб./пасс.-км.
В случае неисполнения перевозчиком обязательств по выполнению объемов вагоно-километровой работы, утвержденных в договоре на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, при определении размера субсидии за отчетный период применяется поправочный коэффициент (Коб). С учетом применения поправочного коэффициента определение размера субсидии (Сфакт) за отчетный период осуществляется по следующей формуле: Сфакт = (Тэк - Т) x Пфакт x Коб.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что объем предоставленной Обществу субсидии на основании договоров от 28.12.2015 N 16-У/2015/жд-225, от 19.12.2016 N 05-У/2016/СППК-260-2016 и от 21.12.2016 N 06-У/2016/СППК-261-2016 определен на основании Порядка N 1242-п, который истцом не обжалован.
Расчеты по договорам о предоставлении субсидии произведены в полном объеме; получение субсидии Обществом не оспаривается.
АО "СППК", заключив договоры, должно было учитывать, что получит компенсацию в размере, определенном договорами.
Доказательства того, что экономически обоснованный уровень тарифа на услуги в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ярославской области в 2016 году (приказы Департамента тарифов от 08.12.2015 N 351-ж/д и 352-тр-жд/пр) установлен Обществу без учета экономически обоснованных затрат последнего либо был необоснованно занижен по иным причинам, в материалы дела не представлены. При этом приказы Департамента тарифов в установленном порядке Обществом не обжаловались и не признаны недействительными.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу, что доказательств недобросовестного поведения ответчика, а также противоправного виновного бездействия, наличия причинно-следственной связи между понесенными убытками и противоправными действиями (бездействием) Департамента транспорта, возникновения в деятельности Общества отрицательной разницы между понесенными затратами и полученными доходами по вине ответчика в материалы дела не представлено.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу N А82-20089/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, на основании пунктов 1, 3, 4 и 6 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В соответствии с пунктом 13 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 (далее - Положение N 643) основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 ноября 2021 г. N Ф01-6753/21 по делу N А82-20089/2019