г. Киров |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А82-20089/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Великоредчанина О.Б.,
судей Немчаниновой М.В. и Хоровой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей:
акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" - Трофимова П.В., действующего на основании доверенности от 23.11.2020 N 062Д,
Департамента транспорта Ярославской области - Карпова Д.А., действующего на основании доверенности от 09.02.2021 N 2,
Правительства Ярославской области - Бушковой Е.В., действующей на основании доверенности от 04.06.2021 N ДВ.01-014/21,
Департамента финансов Ярославской области - Ивановой А.В., действующей на основании доверенности от 24.10.2018,
Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области - Роздовой Е.В., действующей на основании доверенности от 31.01.2020,
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - Кузнецовой В.В., действующей на основании доверенности от 03.12.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2021 по делу N А82-20089/2019
по иску акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" (ОГРН: 1107604019181, ИНН: 7604192971)
к Ярославской области в лице Департамента транспорта Ярославской области (ОГРН: 1027600698498, ИНН: 7604059433)
(третьи лица: Правительство Ярославской области, Департамент финансов Ярославской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД")
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - Компания, Перевозчик, Истец, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области (далее - Суд) с иском о взыскании с Ярославской области в лице Департамента транспорта Ярославской области (далее - Департамент транспорта) 46 042 342 руб. 40 коп. недополученных доходов (далее - Недополученные доходы), возникших у Компании вследствие осуществления ею в 2016 году по регулируемым тарифам перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Ярославской области (далее - Перевозки).
Решением Суда от 31.03.2021 (далее - Решение) в удовлетворении иска Компании отказано.
Не согласившись с Решением, Истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (далее - Жалоба), в которой просит отменить Решение и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении иска Компании.
Доводы, приведенные Заявителем в обоснование Жалобы, сводятся к тому, что Ярославская область не исполнила требование закона о полном возмещении Перевозчику Недополученных доходов, которые возникли в результате установления Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - Департамент регулирования тарифов) тарифа на Перевозки, не покрывающего их себестоимость (поскольку этот тариф был установлен органом тарифного регулирования с целью обеспечения доступности Перевозок для граждан исходя из уровня платежеспособности населения). При этом Департаменту транспорта было известно, что предоставленная Компании субсидия (далее - Субсидия) не полностью компенсирует Недополученные доходы Перевозчика, которые в связи с этим подлежат возмещению Ярославской областью, как публично-правовым образованием, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") в отзыве на Жалобу (далее - Отзыв) поддерживает доводы Заявителя.
Правительство Ярославской области, Департамент транспорта, Департамент регулирования тарифов и Департамент финансов Ярославской области в отзывах на Жалобу просят оставить Решение без изменения, а Жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Истца и ОАО "РЖД" просили удовлетворить Жалобу по основаниям, изложенным в Жалобе и Отзыве, а представители Департамента транспорта и третьих лиц (кроме ОАО "РЖД") просили оставить Жалобу без удовлетворения по основаниям, которые указаны в их отзывах на Жалобу.
Законность и обоснованность Решения проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При этом суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность Решения только в обжалуемой части.
Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что в течение 2016 года на основании заключенного с Департаментом транспорта договора от 28.12.2015 N 14-ОП/2015/жд-193 Компания осуществляла Перевозки.
При этом Приказами Департамента регулирования тарифов от 08.12.2015 N 351-ж/д и N 352-тр-жд/пр с 01.01.2016 Перевозчику был установлен экономически обоснованный уровень тарифа на Перевозки в размере 7,08 руб. за 1 пассажиро-километр, а оплачиваемый пассажирами тариф на Перевозки был установлен в размере 3,00 руб. за 1 пассажиро-километр.
В связи с этим Департамент транспорта и Компания заключили договоры от 28.12.2015 N 16-У/2015/жд-225 и от 19.12.2016 N 05-У/2016/СППК-260-2016 о предоставлении Перевозчику Субсидии на возмещение затрат в связи с оказанием транспортных услуг, связанных с государственным регулированием тарифов, железнодорожным транспортом общего пользования, а также договор от 21.12.2016 N 06-У/2016/СППК-261-2016 о предоставлении Перевозчику Субсидии на возмещение потерь в доходах, возникающих в связи с установлением тарифов ниже экономически обоснованного уровня на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, в соответствии с которыми за счет средств бюджета Ярославской области Перевозчику была предоставлена Субсидия в общей сумме 450 733 154 руб. 32 коп.
Ссылаясь на то, что в результате осуществления в 2016 году Перевозок у Перевозчика возникли Недополученные доходы, которые не были возмещены за счет Субсидии, Истец обратился в Суд с иском, являющимся предметом настоящего дела.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования либо в результате установления таких тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Однако при рассмотрении данного дела Истец не представил относимые, допустимые и достоверные доказательства того, что экономически обоснованный уровень тарифа на Перевозки был установлен Перевозчику без учета экономически обоснованных затрат последнего либо был необоснованно занижен по иным причинам, как не представил и доказательства необоснованного занижения суммы предоставленной Компании Субсидии.
Напротив, Приказ Департамента регулирования тарифов от 08.12.2015 N 351-ж/д об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на Перевозки Компания не оспорила, а также добровольно подписала указанные выше договоры о предоставлении Перевозчику соответствующей Субсидии.
Таким образом, вопреки статье 65 АПК РФ Истец не представил доказательства того, что Недополученные доходы возникли у Перевозчика именно вследствие неправомерных действий (бездействия) органов власти и управления Ярославской области.
При таких обстоятельствах доводы Жалобы и Отзыва о наличии оснований для взыскания Недополученных доходов с Ярославской области в лице Департамента транспорта не могут быть приняты во внимание.
Прочие доводы Жалобы и Отзыва не влияют на оценку правильности Решения.
Поэтому, заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы Жалобы и отзывов на неё, исследовав материалы дела, учитывая перечисленные выше нормы права, условия названных выше договоров, а также обстоятельства данного дела и представленные по нему доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены или изменения Решения по приведенным в Жалобе и Отзыве доводам не имеется.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющиеся безусловными основаниями для отмены Решения, Судом не допущены.
Следовательно, Решение подлежит оставлению без изменения.
Поскольку данное постановление принято не в пользу Заявителя, согласно статьям 110 и 112 АПК РФ судебные расходы, понесенные Заявителем в связи с подачей Жалобы, возлагаются на него же.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 31.03.2021 по делу N А82-20089/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
О.Б. Великоредчанин |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-20089/2019
Истец: АО "СЕВЕРНАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ЛИЦЕ ДЕПАРТАМЕНТА ТРАНСПОРТА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Департамент финансов Ярославской области, ОАО "Российские железные дороги", Правительство Ярославской области, Арбитражный суд Костромской области, Арбитражный суд Ярославской области