г. Нижний Новгород |
|
29 ноября 2021 г. |
Дело N А79-1806/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Павлова В.Ю.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - акционерного общества "Железобетонные конструкции N 1" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.05.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу N А79-1806/2021
по иску акционерного общества "Новая перевозочнвя компания" (ОГРН 103770505070, ИНН 7705503750)
к акционерному обществу "Железобетонные конструкции N 1" (ОГРН 1042124001105, ИНН 2124021590)
о взыскании убытков
и установил:
акционерное общество "Новая перевозочная компания" (далее АО "Новая перевозочная компания") обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с исковым заявлением к акционерному обществу "Железобетонные конструкции N 1" (далее АО "ЖБК N 1") о взыскании 11340 рублей 58 копеек убытков.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 17.05.202, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление отменить и в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
По мнению заявителя акт формы ВУ-25, акты N 139 и 140 от 11.12.2019 имеют недостатки и не могут быть признаны в качестве надлежащих доказательств по делу. Полномочия представителя ответчика при составлении актов не исследовались судами.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу истец просил оставить судебные акты без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
На основании части 2 статьи 288.2 Кодекса кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в декабре 2019 года на станцию Чебоксары Горьковской железной дороги в адрес грузополучателя АО "ЖБК N 1" в составе поезда 3540 прибыли вагоны N 63493670 и N 58430711, принадлежащие АО "Новая перевозочная компания".
При производстве разгрузочных работ 10.12.2019 данные вагоны были повреждены на путях необщего пользования АО "ЖБК N 1", что подтверждается актами о повреждении вагона формы ВУ-25 N 140 от 11.12.2019, N 139 от 11.12.2019. В качестве причины повреждения в актах формы ВУ-25 указано нарушение ГОСТа 22235-10, допущенные ответчиком при выполнении разгрузочных работ.
В связи с этим оформлены акты о повреждении вагонов N 140 от 11.12.2019, N 139 от 11.12.2019 и акты общей формы о факте повреждений N 2/8019 от 10.12.2019, N 2/7994 от 10.12.2019.
Представитель ответчика от подписания указанных актов отказался, о чем составлены соответствующие акты N 2/8182 от 11.12.2019, N 2/8183 от 11.12.2019.
Согласно протоколам совещания у и.о. начальника станции Чебоксары Казанского центра организации работы железнодорожных станций от 11.12.2019 по итогам разбора случаев повреждения вагонов виновным в повреждении указанных вагонов признано АО "ЖБК N 1".
В целях устранения повреждений вагонов, истец в соответствии с условиями заключенного с ОАО "РЖД" договора на текущий отцепочный ремонт вагонов N ТОР-ЦВ-00-23 от 29.04.2013 осуществил ремонт поврежденных вагонов. Стоимость ремонта вагонов и их передислокация в ремонт и из ремонта составила 11340 рублей 58 копеек (без учета НДС), в подтверждение чего истцом в материалы дела представлены акты выполненных работ N 63493670 от 21.12.2019, N 58430711 от 21.12.2019, расчетно-дефектные ведомости на ремонт грузового вагона N 63493670 от 21.12.2019, N 58430711 от 21.12.2019.
В адрес ответчика направлена претензия от 29.05.2020 N 4200/3-УД о добровольном возмещении убытков в размере 11340 рублей 58 копеек, которая получена ответчиком 31.08.2020, но оставлена без удовлетворения.
Полагая, что ответчик, являясь владельцем железнодорожных путей необщего пользования, не обеспечил их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в результате чего повреждены принадлежащие истцу вагоны, АО "Новая перевозочная компания" обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения убытков, их размер и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), для удостоверения повреждения вагона, контейнера на станциях составляется акт общей формы (приложение N 2 к данным Правилам), в котором должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления (пункт 3.4 Правил N 45).
Согласно пункту 6.2 Правил N 45 во всех случаях повреждения вагона составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25. В акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона (пункт 6.7 Правил N 45).
Оценив представленные в материалы дела документы в совокупности и взаимосвязи, в том числе акт о повреждении вагона формы ВУ-25 от 11.12.2019 N 139 и 140, акты общей формы от 10.12.2019 N2/8019 и 2/7994, акты о повреждении вагонов от 11.12.2019, суды пришли к выводу о том, что поскольку причиной схода вагона с рельсов явилось нарушение в содержании путей, ответственным лицом за которое является ответчик, имеются основания для взыскания с последнего убытков.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Все аргументы, изложенные в кассационной жалобе, полностью повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую и исчерпывающую оценку, с которой суд округа не имеет оснований не согласиться.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.05.2021 и постановление Первого Арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 по делу А79-1806/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу
акционерного общества
Железобетонные конструкции
1
- без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), для удостоверения повреждения вагона, контейнера на станциях составляется акт общей формы (приложение N 2 к данным Правилам), в котором должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления (пункт 3.4 Правил N 45)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 ноября 2021 г. N Ф01-6094/21 по делу N А79-1806/2021