г. Нижний Новгород |
|
02 декабря 2021 г. |
Дело N А43-4539/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
при участии представителя от Нижегородской таможни: Курилкиной С.Б. (доверенность от 17.03.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - акционерного общества "Объединенная химическая компания "Уралхим" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.05.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу N А43-4539/2021
по заявлению акционерного общества "Объединенная химическая компания "Уралхим" (ИНН: 7703647595, ОГРН: 1077761874024)
о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни о привлечении к административной ответственности
и установил:
акционерное общество "Объединенная химическая компания "Уралхим" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни (далее - Таможня) от 29.01.2021 N 10408000-03/2021 о привлечении к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Общества, совершенное им правонарушение является малозначительным, поскольку нарушение срока представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товара не создало угрозу охраняемым общественным отношениям. Заявитель также утверждает, что не был своевременно (надлежащим образом) извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Таможня в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, указав на законность принятых судебных актов.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направило.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество через филиал в городе Кирово-Чепецке 02.12.2020 представило в Таможню в виде электронного документа через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности статистическую форму учета перемещения товаров с регистрационным номером 10408000/021220/С431925 за отчетный период - июль 2020 года.
На сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" филиал Общества в городе Кирово-Чепецке аннулировал статистическую форму N 10408000/021220/С431925 в связи с корректировкой 2 графы, представив взамен новую статистическую форму N 10408000/041220/С449445.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10408000/021220/С431925 (новая статистическая форма N 10408000/041220/С449445), Общество по договору от 10.04.2020 N КЧХК_0\У157852_2020, счету-фактуре (инвойсу) от 17.07.2020 N 1, товарной накладной от 17.07.2020 N 1681045 получило в режиме импорта из Республики Беларусь товары общей стоимостью 109 000 евро (отчетный период - июль 2020 года).
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, должностное лицо Таможни составило протокол об административном правонарушении от 11.01.2021 N 10408000-03/2021 и вынесло постановление от 29.01.2021 N 10408000-03/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.6, 2.1, 2.9, 4.1, 4.5, 19.7.13 КоАП РФ, статьями 254, 276, 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 24 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в городе Астане 29.05.2014), пунктами 5, 8, 9, 10, 12, 16 Правилами ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329", пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) одной из основных функций таможенных органов Российской Федерации является ведение таможенной статистики Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 276 Федерального закона N 289-ФЗ таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.
Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза (часть 2 статьи 276 Федерального закона N 289-ФЗ).
В соответствии со статьей 278 Федерального закона N 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила N 891).
В силу пункта 5 Правил N 891 российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил N 891).
В соответствии с пунктом 9 Правил N 891 статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил N 891).
В пункте 16 Правил N 891 предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, установлена в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодекса предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, и заявитель не оспаривает, что статистическую форму учета перемещения товаров за июль 2020 года он представил только 02.12.2020, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения норм действующего законодательства, суды сделали верный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Исследовав и оценив характер допущенного правонарушения и обстоятельства его совершения, суды не нашли оснований для признания его малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что совершенное им правонарушение является малозначительным, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, назначено Обществу с соблюдением требований КоАП РФ. Сумма административного штрафа определена административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Довод заявителя о несвоевременном извещении о рассмотрении дела об административном правонарушении отклоняется как противоречащий материалам дела. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Процессуальных нарушений, повлекших ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве по делу об административном правонарушении суды не установили.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о допущенных существенных нарушениях норм законодательства, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административных правонарушениях, судом округа также не установлено.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2021 по делу N А43-4539/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Объединенная химическая компания "Уралхим" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций установили, и заявитель не оспаривает, что статистическую форму учета перемещения товаров за июль 2020 года он представил только 02.12.2020, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
При таких обстоятельствах, приняв во внимание, что Общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для соблюдения норм действующего законодательства, суды сделали верный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Исследовав и оценив характер допущенного правонарушения и обстоятельства его совершения, суды не нашли оснований для признания его малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
...
Оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.
Административное наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, назначено Обществу с соблюдением требований КоАП РФ. Сумма административного штрафа определена административным органом в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 декабря 2021 г. N Ф01-6883/21 по делу N А43-4539/2021