г. Владимир |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А43-4539/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенная химическая компания "Уралхим" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.05.2021 по делу N А43-4539/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению акционерного общества "Объединенная химическая компания "Уралхим" (ОГРН 1077761874024, ИНН 7703647595) о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни от 29.01.2021 N 10408000-03/2021, установил следующее.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Акционерное общество "Объединенная химическая компания "Уралхим" (далее - Общество) через филиал в городе Кирово-Чепецке 02.12.2020 представило в Нижегородскую таможню (далее - Таможня, административный орган) в виде электронного документа через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности статистическую форму учета перемещения товаров с регистрационным номером 10408000/021220/С431925 за отчетный период - июль 2020 года.
Филиал Общества в городе Кирово-Чепецке на сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" аннулировало статистическую форму N 10408000/021220/С431925 в связи с корректировкой 2 графы, представив взамен новую статистическую форму N 10408000/041220/С449445.
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10408000/021220/С431925 (новая статистическая форма N 10408000/041220/С449445), Общество по договору от 10.04.2020 N КЧХК_0\У157852_2020, счету-фактуре (инвойсу) от 17.07.2020 N 1, товарной накладной от 17.07.2020 N 1681045 получило в режиме импорта из Республики Беларусь товары общей стоимостью 109 000 евро. Отчетный период - июль 2020 года.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, должностное лицо административного органа 11.01.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 10408000-03/2021.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Таможней 29.01.2021 вынесено постановление N 10408000-03/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 29.01.2021 N 10408000-03/2021.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 14.05.2021 (резолютивная часть объявлена 27.04.2021) Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что статистическая форма с регистрационным номером 10408000/021220/С431925 касалась разовой закупки специализированного оборудования (контроллерные шкафы управления для установки и использования в производстве), импорт данного оборудования не является основной деятельностью Общества.
Общество полагает, что в рассматриваемой ситуации имеются основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Как считает Общество, какая-либо угроза охраняемым общественным отношениям фактически отсутствовала.
По мнению Общества, учитывая отсутствие негативных последствий совершенного им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, судом первой инстанции необоснованно не квалифицировано данное административное правонарушение в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Общество обратило внимание на позднее получение определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, что не позволило Обществу направить представителя и пояснения в адрес административного органа.
Административный орган отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Объектом данного административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к договору) официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с Перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
В соответствии со статьей 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) одной из основных функций таможенных органов Российской Федерации является ведение таможенной статистики Российской Федерации.
Согласно статье 276 Федерального закона N 289-ФЗ таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.
Таможенная статистика внешней торговли товарами Российской Федерации включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Союза, и статистику взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
В силу статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статистическая форма учета перемещения товаров, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" (далее - Постановление N 891).
Постановлением N 891 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
Согласно пункту 5 указанных Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств -членов Союза, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму.
В соответствии с пунктом 8 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
В силу пункта 9 указанных Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Пунктом 10 Правил установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 12 Правил таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.
В соответствии с пунктом 16 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях
Как следует из материалов дела, товары, заявленные в статистической форме N 10408000/021220/С431925 (новая статистическая форма N 10408000/041220/С449445), получены Обществом из Республики Беларусь в июле 2020 года.
Следовательно, с учетом положений пункта 9 Правил, статистическую форму учета перемещения товаров Общества должно было представить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведено получение товара, те есть при получении товаров в июле 2020 года - до 14.08.2020 включительно.
В нарушение данных требований Общество представило статистическую форму учета перемещения товаров за июль 2020 года в таможенные органы только 02.12.2020, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (л.д. 73-81, 89-93).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Суд апелляционной инстанции считает, что допущенное нарушение несет существенную угрозу охраняемым законом общественным отношениям, поскольку посягает на государственный порядок правоотношений в сфере отчетности таможенных операций, что исключает возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.05.2021 по делу N А43-4539/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенная химическая компания "Уралхим" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4539/2021
Истец: АО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛХИМ" в лице Филиала "КЧХК" "ОХК "Уралхим" в городе Кирово-Чепецке, АО ОХК УРАЛХИМ в лице филиала в г.Кирово-Чепецке
Ответчик: Федеральная Таможенная служба
Третье лицо: НИЖЕГОРОДСКАЯ ТАМОЖНЯ