г. Нижний Новгород |
|
10 декабря 2021 г. |
Дело N А43-8098/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Радченковой Н.Ш., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей от заявителя: Цабенко В.И. (доверенность от 11.01.2021), от заинтересованного лица: Белоусовой И.А. (доверенность от 11.05.2021 N 128)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А43-8098/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии" (ИНН: 7729465328, ОГРН: 1157746575205)
о признании недействительным предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российскй Федерации, о признании недействительными пунктов 3 - 9 предписания Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление) от 09.12.2019 N 35-вн.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2021 спорное предписание признано недействительным в части выводов об образовании не включенных в Программу производственного экологического контроля, отсутствия нормативов образования отходов, паспортов и материалов паспортизации на отходы - синтетические моторные масла, отработанные III класса опасности; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства I класса опасности (пункты 4 и 5 предписания); в части выводов об отсутствии на оборудовании по извлечению и подготовке смеси отходов счетчика количества извлеченных отходов, а также количества использованного песка и (или) зольного остатка (пункт 8 предписания); в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 решение суда отменено в части признания незаконным пунктов 4 и 5 предписания в части выводов об образовании не включенных в Программу производственного экологического контроля, отсутствия нормативов образования отходов, паспортов и материалов паспортизации на отходы - синтетические моторные масла, отработанные III класса опасности; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства I класса опасности и пункта 8 предписания в части выводов об отсутствии на оборудовании по извлечению и подготовке смеси отходов счетчика количества извлеченных отходов, а также количества использованного песка и (или) зольного остатка, в остальной части решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с постановлением апелляционного суда в части, отменяющей решение суда первой инстанции о признании отдельных положений предписания незаконным, и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению Общества, факт образования отходов, указанных в пункте 4 и 5 предписания, материалами дела не подтвержден, в акте проверки не указан, в акте осмотра территорий и акте отбора проб не зафиксирован; при этом проектными решениями и разрешительной документацией образование таких отходов не предусмотрено. Манометры, используемые заявителем, являются не ртутьсодержащими а деформационными (пружинными). Проектные решения не предусматривают использование при эксплуатации площадок N 1 и 2 ртутьсодержащего оборудования. При разработке плана по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций допущена ошибка, исправленный План представлен в Управление в рамках проведения внеплановой выездной проверки исполнения ранее выданных предписаний; в акте проверки от 20.02.2020 N 29-вн Управление приняло объяснения и сняло нарушение с контроля.
Общество указывает, что пункт 8 предписания в части установки счетчика количества извлеченных отходов неисполнимо, поскольку такого счетчика не существует.
Кроме того, апелляционный суд нарушил нормы процессуального права, не указав в резолютивной части постановления информацию и рассмотрении апелляционной жалобы Управления.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 08.11.2021.
Определением от 08.11.2021 на основании частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Башевой Н.Ю., находящейся в отпуске, на судью Радченкову Н.Ш.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 08.11.2021 рассмотрение дела отложено до 07.12.2021.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда в оспариваемой части проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет лицензионные виды деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в части сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов I - IV классов опасности (лицензия от 19.02.2019 N (52)-7307-СТОУБ бессрочная).
Управление провело внеплановую выездную проверку с 05.11.2019 по 02.12.2019 на предмет соблюдения Обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что в целях реализации подпрограммы "Приоритетный проект "Чистая страна" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Экология Региона" (заказчик) и Общество (подрядчик) заключили государственный контракт от 25.07.2016 N 25/16-ЕП, по условиям которого в соответствии с общими требованиями федеральной целевой программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014 - 2025 годы" подрядчик обязался выполнить работы по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории Нижегородской области (в том числе, работы по подготовке проектно-сметной, конструкторской и технологической документации, проведению требуемых в соответствии с действующим законодательством экспертиз проектной документации, а также иных работ, связанных с ликвидацией объектов свалки промышленных отходов "Черная дыра", в соответствии с техническим заданием и календарным графиком выполнения работ.
Согласно пункту 16.1.7 контракта подрядчик, помимо прочего, принимает на себя обязательства по обеспечению в ходе выполнения работ выполнение на объектах мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности, экологической и санитарной безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также отраслевыми стандартами и нормативами, действующими на момент выполнения работ.
В приложении N 2.1 (техническое задание) перечислено содержание требований, необходимых для надлежащего выполнения контракта. В пункте 3.12 приложения N 2.1 установлены требования к мероприятиям по охране окружающей среды, в том числе при выполнении работ обеспечить соответствие принятых технических решений и мероприятий по ликвидации согласно Федеральному закону от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), Федеральному закону от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ), Федеральному закону от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральному закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), Федеральному закону от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательства) Российской Федерации", Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В пункте 3.16 приложения N 2.1 установлены требования по промышленной безопасности, в том числе в части разработки промышленной декларации и прочее.
Согласно Приложению N 1 (календарный график) к контракту дата начала выполнения работ - 25.07.2016, дата окончания работ - 20.04.2020. Окончание этапа "Обезвреживание отходов объекта" - 15.11.2019, окончание этапа "Мероприятия по рекультивации объекта и прилегающей территории в соответствии с проектными решениями" - 15.01.2020.
На проектную документацию "Объект N 1 Ликвидация неорганизованной свалки "Черная дыра" промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло" получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.01.2017 N 5, на проектную документацию "Проект технической документации на установки (оборудование) серии ГЭС-ЭТ и технологии обезвреживания (утилизации) отходов, рекультивации объектов размещения отходов и очистки сточных вод" получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.03.2017 N 168. В состав обоих экспертиз включена техническая документация - Установка ГЭС-ЭТ. Технические условия. ТУ 3647-001-96499122-2016.
Согласно заключению на ликвидацию, ликвидация объекта накопленного экологического ущерба осуществляется в несколько этапов, на двух производственных площадках участок извлечения и подготовки отходов (площадка N 1) и участок термического обезвреживания промышленных отходов (площадка N 2).
На территории площадки N 1 выполняются следующие производственные процессы с отходами: совместное извлечение жидких и пастообразных отходов; смешивание отходов с песком и/или с минеральным зольным остатком, образующимся после термического обезвреживания, погрузка смеси отходов на автотранспорт, разгрузка минерального песка и/или минерального зольного остатка с автотранспорта, хранение минерального зольного остатка.
На территории площадки N 2 размещены следующие производственные участки: участок разгрузки и приемки смеси отходов; участок термолизного и термического обезвреживания отходов; участок охлаждения, химической и механической очистки дымовых газов; участок выгрузки в автотранспорт минерального зольного остатка. В состав объекта входит оборудование "Установка для термического обезвреживания и термолизной деструкции" ГЭС-ЭТ 7500, мехмастерская и отель-генератор мощностью 250 КВт.
Площадки поставлены на учет как объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (чрезвычайно опасные) со значительной (3) категорией риска, о чем выданы свидетельства о постановке на учет от 22.07.2019 N DHRMOLOA и DHRMOLOC.
Согласно заключению на ликвидацию процесс обезвреживания отходов - непрерывный, круглосуточный и круглогодичный. Работа оборудования термического обезвреживания предусмотрена на природном газе, с учетом требований пожарной и промышленной безопасности.
Технология термического обезвреживания отходов на установке ГЭС-ЭТ реализуется в виде двух взаимосвязанных процессов бескислородного низкотемпературного термолиза и термического обезвреживания в кислородной среде. Бескислородный низкотемпературный термолиз - процесс деструкции, протекающий в реакторе без доступа кислорода при температуре до 500°C, а термическое обезвреживание - процесс окисления (горения) с избытком кислорода при температуре 800 - 1100 °C.
Оборудование термического обезвреживания подключено к природному газу. Объект, на котором используется оборудование, обладающее признаками отнесения объекта к категории опасных производственных (газоиспользующее оборудование термического обезвреживания), в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 110-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не зарегистрирован.
Управление установило, что подъездные пути между площадкой N 1 и асфальтированной дорогой не оборудованы твердым непроницаемым покрытием в виде плит, что не соответствует заключению на ликвидацию и пункту 7 статьи 30 Закона N 174-ФЗ.
С целью отслеживания за процессом ликвидации неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" на площадках N 1 и 2 установлены публичные онлайн камеры видеонаблюдения.
В ходе проверки установлено, что публичная онлайн камера для отслеживания процесса обезвреживания на площадке N 2 направлена на административно-хозяйственное сооружение, расположенное на территории площадки, а не на оборудование термического обезвреживания, таким образом отсутствует возможность следить за процессом производства работ. Публичная онлайн-камера, установленная на площадке N 1 для отслеживания процесса извлечения и подготовки отхода к обезвреживанию, направлена непосредственно на неорганизованную свалку "Черная дыра", не отображает оборудование для извлечения и место загрузки отходов в транспортное средство, таким образом отсутствует возможность следить за процессом извлечения и подготовки смеси отходов для дальнейшего обезвреживания.
На дату начала проверки 05.11.2019 Общество сообщило о поломке редукторов и винтов на выгрузных шнеках установки обезвреживания отходов на площадке N 2. Управление осуществило выезд на объект НВОС 22-0152-002374-П (площадка N 2 "Участок термического обезвреживания отходов неорганизованной свалки промышленных отходов "Черная дыра" на территории ОАО "ДОС") с целью подтверждения остановки процесса обезвреживания отходов в связи с ремонтом установки обезвреживания.
В ходе выезда установлено, что представитель Общества на площадке отсутствует, на месте осуществления деятельности присутствовал руководитель управления утилизации обособленного подразделения Общества. Осмотр территории не производился.
Согласно письменным объяснениям Общества от 07.11.2019 оборудование технологических линий выведено в ремонт; утилизация отходов не производится; температурный режим термолизных установок, барабанов и печей дожига поддерживается в соответствии с руководством по эксплуатации установки (снижен); приблизительный срок ремонта 14 календарных дней, по окончании ремонта, о вводе установки в рабочий режим представителям комиссии проверки будет сообщено законным представителем юридического лица. К объяснению представлена копия журнала производства работ, где указана дата вывода из строя оборудования обезвреживания и причины его остановки.
Управление направило Обществу письмо от 07.11.2019 N 01-15/0571 о датах проведения выезда с целью осмотра территорий площадок N 1 и 2 с просьбой обеспечить присутствие законных представителей Общества, уведомило об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица.
Управление в ходе проверки 08.11.2019 осмотрело указанные площадки в присутствии представителей юридического лица и составило акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий от 08.11.2019 в соответствии с которым зафиксировала, что фактическое обезвреживание отходов на площадке N 2 не происходит, в связи с выходом из строя шнеков для подачи отхода в печи, но поддерживается холостая температура (температурный режим снижен примерно в 3 раза); на газоходных трубах газоочистных установок отсутствуют пробоотборные отверстия для замера эффективности работы. Часть площадки N 1 составляет дорога из щебеночной смеси, на песчаном слое положена геомембрана для складирования зольного остатка и отходов. Отходы накапливается под открытым небом, без какого-либо укрытия из пленки.
Повторный выезд на место проведения проверки осуществлен Управлением 12.11.2019 в присутствии представителей юридического лица с целью осмотра производственных площадок и отбора проб отходов на площадке N 1.
В ходе осмотра составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий от 12.11.2019, в соответствии с которым установлено, что рабочий процесс извлечения отходов не производился, смешивание с песком не происходило. Представителями федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу" отобраны пробы пастообразных и жидких отходов на площадке N 1 в месте их размещения на неорганизованной свалке "Черная дыра" и пробы отхода "золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов" (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) в месте его временного накопления (протокол отбора проб от 12.11.2019, акт отбора проб отходов от 12.11.2019 N 155).
В ходе отбора проб представители Общества отмечены замечания о методике отбора проб.
Управление 14.11.2019 в присутствии представителей Общества осмотрели производственные площадки.
Согласно акту обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий от 14.11.2019 установка обезвреживания на площадке N 2 не эксплуатируется, проводятся ремонтные работы, выброс из дымовых труб не производится. Узлы и агрегаты используемые для обезвреживания не маркированы, шильдики отсутствуют, что является нарушением ТУ 3647-001-96499122-2016. Идентификация оборудования происходит по средством технологической схемы; в загрузочном бункере хранится отход (по устной информации представителей юридического лица - смесь пастообразного отхода с песком и рекультивантом), загруженный до остановки работы установки. Отсутствует оборудованная площадка для отходов.
Рабочий процесс на площадке N 1 остановлен, извлечение из Объекта не производится, смешивание с песком не осуществляется. Площадка накопления зольного остатка не оборудована. Размещение отходов происходит под открытым небом (не защищены укрытием), покрытие на земельном участке имеется (геомембрана). Зола насыпана за пределы геомембраны. Также на другой стороне на геомембране находятся отходы, извлеченные из берегов шламонакопителя (бочки, грунт загрязненный, срезы древесные). Отсутствуют сопроводительные документы на материалы, используемые при подготовке "зологрунта рекультивационного", подтверждающие их соответствие пункту 1.3 ТУ N 571270-001-96499122-2016. Объем готовой продукции хранится навалом (без навеса и без геомембранной подложки). Согласно замечаниям представителя Общества оборудованные площадки накопления отходов имеются, зольно-минеральный остаток является продуктом, перемещение продукта с места его хранения не осуществляется.
В рамках осмотра территории производилась фото- и видеофиксация. В том числе, зафиксировано, что подъездные пути между площадкой N 1 и асфальтированной дорогой не оборудованы твердым непроницаемым покрытием в виде плит.
Согласно письменным объяснениям от 14.11.2019 полная остановка загрузки произошла 05.11.2019, технологические линии переведены в режим дожига, определены объемы ремонта, составлен акт и размещены заказы на изготовление и поставку запчастей. В период проведения ремонтных работ охлаждены термолизные реакторы, барабанные печи и печи дожига для проведения осмотра внутренних рабочих поверхностей. На 14.11.2019 получены запчасти для ремонта и восстановления линии ГЭС-ЭТ 4000. Ожидаемый срок выхода на рабочий режим: 20 - 21 ноября 2019 года. Восстановительный ремонт ГЭС-ЭТ 2000 зависит от сроков поставки запчастей и планируется к окончанию до 27.11.2019. Температурный режим оборудования обеих линий выбран для исключения перегрева в период проведения ремонтных работ.
Управление направило Обществу письмо от 18.11.2019 N 01-15/0892 о проведении выезда 21.11.2019 с целью осмотра территории и отбора проб промышленных выбросов и отходов.
По результатам осмотра составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных мероприятий от 21.11.2019, согласно которому на оборудовании по извлечению и подготовке смеси отходов отсутствует счетчик количества извлеченных отходов, количества использованного песка и (или) зольного остатка. Количество "инертного материала" загруженного для подготовки смеси рассчитывается ковшами погрузчика-экскаватора, количество извлеченного отхода никак не учитывается. При погрузке смеси отходов в емкость, транспортное средство взвешивается, после чего направляется на площадку N 2. Исходя из фактической организации работ, установить соблюдение технологического регламента и проектного решения при подготовке смеси отходов с "инертным материалом", не представляется возможным. На момент осмотра площадки N 2 работала только одна линия на 3200 кг/час, вторая линия на 1600 кг/час не работала. На дату осмотра не все запрошенные документы были представлены. Отбор проб промышленных выбросов не производился виду несоответствия диаметров пробоотборных отверстий пробоотборным трубкам лаборатории, что зафиксировано актом обора проб промышленных выбросов в атмосферу от 21.11.2019 N 387-П и протоколом отбора проб от 21.11.2019.
Произведен отбор проб отходов: на входе в установку термолизного и термического обезвреживания на площадке N 2; смешанный с пастообразными и жидкими отходами песок на площадке N 1; отход (зольного остатка) на месте выгрузки из установок термолизного и термического обезвреживания (линия N 1 - 3200 кг/час) на площадке N 2. Факт отбора проб зафиксирован протоколом отбора проб от 21.11.2019 и актом обора проб отходов от 21.11.2019 N 161. К протоколу и акту отбора проб законными представителями юридического лица представлены замечания о том, что зольно-минеральный остаток является оборотным песчаным сырьем, а не отходом.
Согласно письменным объяснениям технического директора Общества от 21.11.2019 ТЛ-4000 запущена после окончания ремонтных работ 15.11.2019. На 21.11.2019 в работе находится ТЛ-4000 (3200 кг/ч).
На момент убытия комиссии с площадки N 2 движения транспортных средств, продолжение работ по погрузке отходов в бункер-приемник Б1 для обезвреживания не зафиксировано. По устной информации от генерального директора Меркулова В.В. работа на площадках N 1 и 2 ведется непрерывно в три смены, вторая смена начинает работу в 20.00. Вместе с тем, в момент отъезда с площадки N 2 (ориентировочно, в 20.05) прибытие смены работников на площадке N 2 не зафиксировано.
Исходя из ежемесячного отчета по состоянию на 06.11.2019 на объекте "Черная дыра" обезврежено 6765 тонн подготовленных отходов (отходы плюс песок). При анализе материалов проверки и исходя из общей мощности ТЛ-4000 и ТЛ-2000 по состоянию на 05.11.2019 (дата вывода установки из эксплуатации для ремонта) должно быть обезврежено 15 897 600 тонн смеси.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 09.12.2019 N 35-вн.
По результатам проверки, Управление вынесло предписание от 09.12.2019 N 35-вн, согласно которому Общество обязано устранить следующие нарушения:
1. Отсутствуют результаты производственного экологического контроля согласно планам-графикам контроля проекта нормативов ПДВ и утвержденной программы ПЭК на источниках выбросов N 6001, N 0014 за второй и третий квартал 2019, что является нарушением статьи 25 и части 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ, статьи 67 Закона N 7-ФЗ.
2. Отсутствуют реестр газоочистных установок, паспорта, акты технического осмотра, годовой график технического обслуживания и ремонта установок, протоколы замера эффективности газоочистных установок, что является нарушением пунктов 14, 17, 18, 31, 32 и 33 приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 15.09.2017 N 498 "Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа"; части 1 статьи 16.1, части 1 статьи 30 Закона N 96-ФЗ.
3. Отсутствует утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения на объекты общества, что является нарушением части 1 статьи 22, статьи 24 Закона N 7-ФЗ, статьи 11, частей 1 - 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.2002 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
4. Установлено образование следующих отходов, не включенных в программу при отсутствии нормативов образования отходов: золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) (минеральный зольный остаток); синтетические моторные масла, отработанные - III класс опасности; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства - I класса опасности, что является нарушением части 3 статьи 67 Закона N 7-ФЗ.
5. Отсутствуют паспорта и материалы паспортизации на три вида отходов I - IV классов опасности - золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) (минеральный зольный остаток): синтетические моторные масла, отработанные - III класса опасности; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства - I класса опасности, что является нарушением части 2 и 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ и пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712.
6. Первичный учет образования отходов и их дальнейшего движения организован с нарушением приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами": не представлено приложение N 2 "Данные учета отходов, принятых для II и III кварталов 2019 года"; в представленных Приложениях N 3 и 4 для II и III кварталов 2019 года отсутствуют отходы: золы и шлаки от инсинераторов и установок термической обработки отходов (код по ФККО 7 47 981 99 20 4) (минеральный зольный остаток); синтетические моторные масла отработанные; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства, что является нарушением частей 1 и 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ.
7. Две площадки временного накопления отходов не соответствуют установленным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, что является нарушением части 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, подпункта 4 пункта 3.2, пункта 3.7 части 3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003.
8. Не обеспечено выполнение требований государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12.01.2017 N 5 в отношении объекта: "Объект N 1 Ликвидация неорганизованной свалки "Черная дыра" промышленных отходов бывшего производства ОАО "Оргстекло": в период проверки процесс обезвреживания отходов приостанавливался на обеих линиях обезвреживания; подъездные пути между площадками N 1 и 2 не оборудованы временными дорогами с твердым покрытием (плитами); на оборудовании по извлечению и подготовке смеси отходов отсутствует счетчик количества извлеченных отходов, а также количества использованного песка и (или) зольного остатка, что не позволяет установить соблюдение соотношения подготовки смеси 1:0,4; временное накопление отходов не организовано надлежащим образом; отсутствуют сопроводительные документы на материалы, используемые при подготовке "зологрунта рекультивационного" подтверждающие их соответствие пункту 1.3 ТУ 571270-001-06499122-2016; производственный экологический контроль промышленных выбросов не организован в установленном порядке: нарушена периодичность контроля по ряду загрязняющих веществ; отсутствует маркировка на установке ГЭС-ЭТ, согласно ТУ 3647-001-96499122-2016; паспорт установки ГЭС-ЭТ не содержит информации о сертификации продукции согласно требованиям ТУ 3647-001-96499122-2016; на установке ГЭС-ЭТ отсутствует единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; допущена в эксплуатацию и к выпуску в обращение продукция (оборудование) - установка термолизного реактора ГЭС-ЭТ по ТУ 3647-001-96499122-2016 (3 штуки) в отношении которой технические регламенты Союза вступили в силу без прохождения необходимых процедур оценки соответствия, установленных техническими регламентами Союза. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту установки для термического обезвреживания и термолизной деструкции ГЭС ЭТ-7500 не включает сведения о конструкции, указания по монтажу или сборке, наладке или регулировке, назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей (по истечении назначенных показателей (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы) машина и (или) оборудование изымаются из эксплуатации и принимается решение о направлении их в ремонт, об утилизации, о проверке и об установлении новых назначенных показателей (назначенного ресурса, срока хранения, срока службы)); перечень критических отказов, возможные ошибочные действия персонала, которые приводят к инциденту или аварии; критерии предельных состояний; указания по выводу из эксплуатации и утилизации, сведения о квалификации обслуживающего персонала, что является нарушением пункта 7 статьи 30 Закона N 174-ФЗ, Мероприятий по обеспечению пожарной безопасности 25/16-ЕП-1-ПБ, проектной документации, ТУ 571270-001-96499122-2016; статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; пункта 8 статьи 1, пунктов 3, 4 и 6 статьи 1, пункта 8 статьи 4, статей 6 - 8, пунктов 3 и 4 статьи 12 ТР ТС 010/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823, пункта 1.1.4 ТУ 3647-001-96499122-2016.
9. Общество осуществляет лицензируемую деятельность утилизация отхода "золы и шлаки от инсенираторов и установок термической обработки отходов" (код ФККО 7 47 981 99 20 4) в отсутствие лицензии, что является нарушением статьи 9 Закона N 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Общество не согласилось с пунктами 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 предписания и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Законом N 7-ФЗ, Законом N 89-ФЗ, Законом N 174-ФЗ, приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.09.2011 N 721, стандартом "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-ст, суд первой инстанции признал необоснованными выводы Управления в части образования отходов - синтетических моторных масел, отработанных, III класса опасности; оборудования, содержащего ртуть, утратившего потребительские свойства, I класса опасности (пункты 4 и 5 предписания); отсутствия на оборудовании по извлечению и подготовке смеси отходов счетчика количества извлеченных отходов, а также количества использованного песка и (или) зольного остатка (пункт 8 предписания).
Апелляционный суд отменил решение суда в указанной части, указав, что предписание соответствует действующему законодательству.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Законом N 89-ФЗ.
В силу статьи 65 Закона N 7-ФЗ под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный экологический надзор включает в себя, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 65 Закона N 7-ФЗ).
В пункте 3 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 установлено, что федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктами 1 и 4.1.3 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 N 507, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Нижегородской области и Республики Мордовия, в том числе, государственный надзор в области обращения с отходами.
Таким образом, спорное предписание вынесено уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В рассматриваемом случае Общество несогласно с выводами апелляционного суда о признании обоснованными пунктов 4 и 5 предписания Управления в части образования отходов, не включенных в Программу производственного экологического контроля, отсутствия нормативов образования отходов, паспортов и материалов паспортизации на отходы (синтетические моторные масла, отработанные III класса опасности; оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства I класса опасности), указывая, что такие отходы в ходе деятельности не образуются, и пункта 8 предписания в части отсутствия на оборудовании по извлечению и подготовке смеси отходов счетчика количества извлеченных отходов и количества использованного песка (зольного остатка), указывая, что такое оборудование не существует.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (пункт 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ).
Согласно статье 67 Закона N 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, представленную Обществом документацию, акты осмотра территорий и отбора проб, апелляционный суд пришел к выводу, что в ходе деятельности Общества на спорных объекта образовываются такие отходы, как синтетические моторные масла, отработанные III класса опасности и оборудование, содержащее ртуть, утратившее потребительские свойства, I класса опасности.
Аргументы заявителя об обратном, по существу, свидетельствуют о несогласии с произведенной судом оценкой доказательств и установленными судом фактическими обстоятельствами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Согласно пункту 7 статьи 30 Закона N 174-ФЗ осуществление заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от 12.01.2017, предусмотрено смешение жидкой фракции и пастообразных отходов с песком (золой от термической утилизации) в соотношении 1:0,4. В ходе проведения проверки Управление установило, что деятельность Общества на объекте организована таким образом, который не позволяет установить соблюдение соотношения подготовки смеси. Данное обстоятельство установлено судами, подтверждено материалами дела и заявителем кассационной жалобы, по существу, не оспаривается.
Общество указывает, что счетчика количества извлеченных отходов и количества использованного песка (зольного остатка) не существует.
Вместе с тем, как верно указал суд, фактически данный контроль может осуществляться любым доступным способом и методом, в том числе с использованием приспособлений и механизмов позволяющих измерить объемы смешиваемых материалов.
Наличие препятствий для определения объемов жидких (пастообразных) и сыпучих материалов в целях должного контроля соотношения их смешивания в данном случае материалами дела не подтверждено, при этом химический состав спорных отходов для определения их объема значения не имеет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления в указанной части у суда округа не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в апелляционном суде, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 по делу N А43-8098/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "ГазЭнергоСтрой - Экологические Технологии".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Согласно пункту 7 статьи 30 Закона N 174-ФЗ осуществление заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 декабря 2021 г. N Ф01-6021/21 по делу N А43-8098/2020