Нижний Новгород |
|
22 декабря 2021 г. |
Дело N А38-6973/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Егорова А.С. (доверенность от 10.08.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Кино"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.06.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021
по делу N А38-6973/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кино"
(ИНН: 1215142423, ОГРН: 1091215004847)
о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле, выразившихся в направлении сообщения от 18.05.2020 N 35149,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кино" (далее - ООО "Кино", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле (далее - Инспекция, налоговый орган; в настоящее время - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл; далее - Управление), выразившихся в направлении сообщения от 18.05.2020 N 35149 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576), за апрель 2020 года.
Решением суда от 02.06.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Кино" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. По его мнению, Инспекция неправомерно отказала Обществу в предоставлении мер государственной поддержки, установленных для отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Обществом соблюдены все условия и требования, предъявляемые для получателей субсидии. Указание в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в качестве основного вида экономической деятельности Общества подкласса 59.1 свидетельствует о том, что все входящие в него группы, подгруппы, виды также являются основными видами деятельности организации, в частности,
деятельность в области демонстрации кинофильмов (код 59.14 ОКВЭД 2). Кроме того, сообщение Инспекции от 18.05.2020 N 35149 об отказе в предоставлении субсидии не содержит печати, подписи и иных реквизитов.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечило явку представителя в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "Кино" 01.05.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, за апрель 2020 года.
По результатам рассмотрения заявления Инспекция отказала Обществу в предоставлении субсидии (сообщение об отказе от 18.05.2020 N 35149) в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в направлении сообщения от 18.05.2020 N 35149.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" и Правилами N 576, Арбитражный суд Республики Марий Эл пришел к выводу о наличии у Инспекции правовых оснований для отказа Обществу в предоставлении субсидии, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
На основании пункта 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень).
Суды установили, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности ООО "Кино" являлась деятельность по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ (код 59.1 ОКВЭД 2).
Данный вид деятельности в Перечне не обозначен.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Общество не соответствовало условиям, определенным Правилами N 576, для получения мер государственной поддержки.
При этом суды отметили, что в рассматриваемом случае отсутствуют правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых Обществом видов деятельности в целях предоставления субсидии, поскольку Правила N 576 устанавливают основания для их предоставления по виду деятельности, указанному в ЕГРЮЛ и по состоянию на 01.03.2020 (пункт 1).
Довод Общества о том, что в силу иерархического метода классификации, примененного в ОКВЭД 2, оно имеет право на предоставление субсидии, поскольку указанная в Перечне группа 59.14 "Деятельность в области демонстрации кинофильмов" включена в подкласс 59.1 "Деятельность по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ", заявленный им как основной вид экономической деятельности в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не основан на положениях Перечня и Правил N 576.
На основании изложенного суды правомерно отказали ООО "Кино" в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что сообщение Инспекции от 18.05.2020 N 35149 об отказе в предоставлении субсидии не содержит печати, подписи и иных реквизитов, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку в соответствии с Порядком работы с заявлениями на предоставление субсидии, информирования о факте перечисления субсидии или об отказе в предоставлении субсидии налогоплательщику, разработанным в соответствии с Правилами N 576 и доведенным до подведомственных территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 30.04.2020 N БС-4-19/7427@, форма сообщения об отказе в предоставлении субсидии (форма по КНД 1160276) не содержит таких реквизитов.
Доводы Общества, приведенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании Правил N 576, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о неправильном применении ими норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя. Излишне уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 02.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 по делу N А38-6973/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кино" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кино" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.10.2021 N 1145.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень).
...
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что сообщение Инспекции от 18.05.2020 N 35149 об отказе в предоставлении субсидии не содержит печати, подписи и иных реквизитов, обоснованно признана судом первой инстанции несостоятельной, поскольку в соответствии с Порядком работы с заявлениями на предоставление субсидии, информирования о факте перечисления субсидии или об отказе в предоставлении субсидии налогоплательщику, разработанным в соответствии с Правилами N 576 и доведенным до подведомственных территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 30.04.2020 N БС-4-19/7427@, форма сообщения об отказе в предоставлении субсидии (форма по КНД 1160276) не содержит таких реквизитов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2021 г. N Ф01-6823/21 по делу N А38-6973/2020