Нижний Новгород |
|
22 декабря 2021 г. |
Дело N А43-4223/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителей
от заявителя: Шулаева В.А. (доверенность от 13.01.2021 N 4),
от заинтересованного лица: Рыжова Д.В. (доверенность от 05.07.2021 N ЛШ/14043/21),
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по
Самарской области" и Управления Федеральной антимонопольной службы
по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021
по делу N А43-4223/2021
по заявлению федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области" (ИНН: 6318225568, ОГРН: 1126318006100)
о признании частично недействительным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Климат-Опт",
и установил:
федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании частично недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) от 12.11.2020 N 052/06-2341/2020 ГОЗ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Климат-Опт" (далее - Общество).
Решением суда от 15.06.2021 заявленное требование удовлетворено частично, решение Комиссии Управления от 12.11.2020 признано недействительным в части признания Учреждения нарушившим часть 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение и Управление не согласились с принятыми судебными актами и обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Учреждение считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Обозначение места поставки территорией Самарской области обусловлено спецификой деятельности заказчика и не является нарушением статьи 42 Закона N 44-ФЗ. Заявленные требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
По мнению Управления, суды неправильно применили положения Закона N 44-ФЗ, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Заказчик нарушил часть 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, допустив противоречия в части размера обеспечения исполнения контракта, указанного в извещении о проведении электронного аукциона и в информационной карте.
Подробно позиции заявителей изложены в кассационных жалобах и поддержаны представителями в судебном заседании.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в Единой информационной системе и на сайте электронной площадки 30.10.2020 Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области (далее - Главное управление) разместило извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сплит-систем для своих подразделений и документация об электронном аукционе. Заказчиком закупки выступало Учреждение.
Начальная (максимальная) цена контракта - 789 793 рубля 07 копеек. Источник финансирования - федеральный бюджет в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ).
Участник закупки - Общество обратилось 05.11.2020 в Управление с жалобой о нарушении заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона.
В ходе рассмотрения жалобы Управление установило, что в соответствии с извещением о проведении электронного аукциона поставка товара осуществляется в пределах Самарской области по адресу, указанному в заявке заказчика.
Управление пришло к выводу, что место доставки товара указано некорректно, конкретные адреса поставки участнику закупки неизвестны, поэтому невозможно рассчитать возможность исполнения контракта.
Кроме этого, Управление установило, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, сформированном с помощью функционала сайта www.zakupki.gov.ru, размер обеспечения исполнения контракта составил 78 979 рублей 31 копейку. В соответствии с информационной картой электронного аукциона размер обеспечения исполнения контракта составил 78 979 рублей 30 копеек (разница в 01 копейку), что свидетельствует о наличии противоречивой информации в отношении размера обеспечения исполнения контракта.
Решением Комиссии Управления от 12.11.2020 Учреждение признано нарушившим положения статьи 42, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Учреждение оспорило решение Управления в указанной части в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Закона N 44-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление не доказало законность и обоснованность решения в части признания Учреждения нарушившим часть 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, и удовлетворил заявленные требования в указанной части.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Заказчик при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Электронный аукцион является одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона N 44-ФЗ, информация о количестве и месте доставки товара, являющего предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В пункте 8 статьи 42 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования. Проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении аукциона, должна содержать наименование, описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требованиях к обеспечению исполнения контракта.
Материалы дела свидетельствуют и суды установили, что в рамках исполнения обязательств по поставке товара головной исполнитель обязуется осуществить монтаж и наладку поставленного товара в сроки, установленные контрактом.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено, что объектом закупки является поставка сплит-систем для подразделений Главного управления. Согласно извещению о проведении электронного аукциона поставка товара осуществляется в пределах Самарской области.
Аналогичное условие о месте доставки товара изложено в пункте 2 Информационной карты документации о закупке.
Оценив материалы дела, суды установили, что в рассматриваемом случае отсутствие указания конкретного адреса доставки товара препятствует участникам закупки в полной мере оценить условия исполнения контракта.
Довод Учреждения о наличии у участников закупки возможности в самостоятельном порядке установить места размещения подразделений Главного управления суды обоснованно отклонили, поскольку наличие такой информации в свободном доступе не освобождает заказчика от обязанности по размещению информации о месте доставки.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о нарушении заказчиком пункта 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона и пункта 2 информационной карты документации о закупке размер обеспечения исполнения контракта составляет 10 процентов от начальной (максимальной) цены контракта - 78 979 рублей 30 копеек.
В извещении о проведении электронного аукциона, сформированном с помощью функционала сайта www.zakupki.gov.ru, размер обеспечения контракта указан в сумме 78 979 рублей 31 копейки.
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к выводу, что расхождение в одну копейку носит характер технической ошибки (некорректное округление). Наличие технической ошибки не влияет на принятие заинтересованными участниками решения об участии в закупке, поскольку размер обеспечения указан (10 процентов от начальной цены контракта), и не лишает их возможности осуществить расчет обеспечения в соответствии с требованиями соответствующего раздела документации о закупке.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае Управление не доказало нарушение Учреждением требований пункта 8 части 1 статьи 64, статьи 96 Закона N 44-ФЗ, признали решение Управления в оспариваемой части незаконным и удовлетворили заявленное требование.
Установленные судами фактические обстоятельства не противоречат материалам дела и не подлежат переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 по делу N А43-4223/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Учреждения о наличии у участников закупки возможности в самостоятельном порядке установить места размещения подразделений Главного управления суды обоснованно отклонили, поскольку наличие такой информации в свободном доступе не освобождает заказчика от обязанности по размещению информации о месте доставки.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о нарушении заказчиком пункта 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ.
...
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к выводу, что расхождение в одну копейку носит характер технической ошибки (некорректное округление). Наличие технической ошибки не влияет на принятие заинтересованными участниками решения об участии в закупке, поскольку размер обеспечения указан (10 процентов от начальной цены контракта), и не лишает их возможности осуществить расчет обеспечения в соответствии с требованиями соответствующего раздела документации о закупке.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае Управление не доказало нарушение Учреждением требований пункта 8 части 1 статьи 64, статьи 96 Закона N 44-ФЗ, признали решение Управления в оспариваемой части незаконным и удовлетворили заявленное требование."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2021 г. N Ф01-7355/21 по делу N А43-4223/2021