Нижний Новгород |
|
24 декабря 2021 г. |
Дело N А82-17979/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Камановой М.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2021,
принятое судьей Бессоновой И.Ю., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021,
принятое судьями Малых Е.Г., Горевым Л.Н., Паниным Н.В.,
по делу N А82-17979/2020
по иску мэрии города Ярославля
(ИНН: 7601001234, ОГРН: 1027600683824)
к акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (ИНН: 7604119467, ОГРН: 1077604029744)
об обязании организовать сбор твердых бытовых (коммунальных) отходов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, -
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля, общество с ограниченной ответственностью "Хартия",
и установил:
мэрия города Ярославля (далее - Мэрия) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском к акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (далее - АО "Управдом Красноперекопского района") об обязании организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для многоквартирного дома N 1 по улице Красноперекопской города Ярославля, установив контейнерную площадку в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковое требование основано на статье 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 30, 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьях 39 и 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также постановлениях Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, от 03.04.2013 N 290, от 31.08.2018 N 1039 и иных подзаконных актах. Требование мотивировано тем, что контейнерная площадка для спорного многоквартирного дома (далее - МКД) отсутствует.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля и общество с ограниченной ответственностью "Хартия" (далее - ООО "Хартия").
Арбитражный суд Ярославской области решением от 06.04.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021, удовлетворил иск, обязав АО "Управдом Красноперекопского района" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления ТКО для нужд спорного МКД, установив контейнерную площадку для накопления ТКО.
АО "Управдом Красноперекопского района" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению заявителя, в целях накопления ТКО в спорном МКД используется площадка, расположенная у дома N 4 по улице Красноперекопской, которая закреплена, в том числе и за спорным домом, что следует из реестра мест накопления ТКО; фактическое пользование жителями данной площадки подтверждено материалами дела; жители не принимали решения о возведении площадки для накопления ТКО на земельном участке спорного МКД; создание площадки для накопления ТКО не входит в понятие "организация и содержание", как это установлено в Минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ООО "Хартия" в отзыве на кассационную жалобу оставило вопрос об удовлетворении кассационной жалобы на усмотрение суда. Мэрия в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами заявителя, просила оставить обжалованные судебные акты без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.
Кроме того, ООО "Хартия" и Мэрия просили рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие их представителей; суд округа счел возможным удовлетворить данное ходатайство.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание окружного суда представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, АО "Управдом Красноперекопского района" является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенной по адресу: город Ярославль, улица Красноперекопская, дом 1; часть помещений в этом доме находятся в муниципальной собственности.
Согласно договору управления многоквартирным жилым домом от 01.01.2018 сбор мусора осуществляется в контейнерную площадку (приложение N 2 к договору).
Актом осмотра территории города Ярославля и объектов благоустройства от 05.08.2020 установлено, что на придомовой территории данного МКД отсутствует площадка для временного складирования ТКО, образующихся при эксплуатации МКД.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Мэрии в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
В силу статьи 161 (частей 1, 1.2 и 2.3) Жилищного кодекса Российской Федерации управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению МКД.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
На основании статьи 162 (части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. Согласно пункту 2 (подпункту "е") данных правил, а также пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В силу пункта 11 (подпункта "д(2)") названных правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают только уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов. Аналогичное положение содержится и в пункте 26(1) минимального перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Согласно Правилам и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1).
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039. Согласно данным правилам места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 3, 4).
В силу Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований 2.1.7.3550-19, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций - не менее 25 метров. При невозможности соблюдения указанных расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25 процентов, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров) (пункты 2.1 - 2.3).
Названные правила действовали до 01.01.2021.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25 процентов указанных расстояний на основании результатов оценки заявки на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 N 306 утверждены Правила благоустройства территории города Ярославля (в редакции, действовавшей на дату принятия решения).
Согласно данным Правилам накопление ТКО на территории города Ярославля осуществляется в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области, в местах (площадках) накопления ТКО, создаваемых в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке на территориях источников образования ТКО или иных территориях, используемых на законных основаниях. Решение о создании мест (площадок) накопления ТКО принимается уполномоченным структурным подразделением Мэрии, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и оформляется муниципальным правовым актом. В случае если обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание мест (площадок) накопления ТКО с уполномоченным структурным подразделением мэрии города в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке.
Контейнерные площадки располагаются на территориях соответствующих источников образования ТКО (придомовых территориях, входящих в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, иных источников образования ТКО) или иных территориях, используемых под размещение контейнерных площадок на законных основаниях, в том числе на городских земельных участках (земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления и которые не предоставлены третьим лицам на вещных и иных правах).
При размещении контейнерных площадок должны соблюдаться правила об их удаленности от жилых зданий, иных объектов, определенных санитарными нормами и правилами. Сокращение расстояния удаленности контейнерной площадки допускается в случаях и порядке, установленных санитарными нормами и правилами (пункты 6.2, 6.3, 6.4.1 и 6.4.2).
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Ярославской области утвержден постановлением Правительства Ярославской области от 21.07.2017 N 599-п.
Данным порядком установлено, что потребители осуществляют накопление ТКО в предоставленных региональным оператором (оператором по обращению с ТКО) контейнерах, бункерах, расположенных на контейнерных площадках, в целях дальнейшего сбора и транспортирования ТКО для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования КГО, расположенных на придомовой территории, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, обеспечивается собственниками помещений в многоквартирном доме, лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме. Лица, указанные в абзацах первом и втором данного пункта, определяются договорами.
Контейнерные площадки обустраиваются ответственными лицами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, требованиями санитарных норм и правил, а также правил благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления ТКО создаются ответственными лицами в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра". Места размещения контейнерных площадок указываются в договоре.
Контейнерные площадки размещаются в местах, удаленных от жилых зданий, границ индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров, от территорий медицинских организаций - не менее 25 метров. Указанные расстояния при невозможности их соблюдения могут быть изменены в порядке, установленном СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 05.12.2019 (пункты 4.1 - 4.5).
Согласно пункту 2 постановления Мэрии от 10.06.2019 N 664 "О согласовании размещения контейнерных площадок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления" установлено, что владельцы (пользователи) контейнерных площадок, размещенных на 1 января 2019 года на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, вправе в течение одного года со дня вступления в силу постановления обратиться за согласованием места размещения указанных контейнерных площадок в порядке, установленном в пункте 1 постановления, с предоставлением документов, подтверждающих право владения (пользования) данной контейнерной площадкой.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в совокупности и во взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что исковое требование Мэрии является правомерным.
Суды исходили из того в соответствии с пунктом 2.1 договора управляющая организация обязалась осуществлять работы по содержанию МКД в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. Согласно приложению 3 к договору в функции по управлению МКД входят оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества собственников (пункт 2.2). В перечень коммунальных услуг (приложение 5) входит уборка территории. Мэрия, как представитель собственника помещений в спорном доме, вправе требовать от управляющей организации исполнения ее обязательств в полном объеме.
Из реестра контейнерных площадок города Ярославля, размещенного на официальном портале города Ярославля в сети "Интернет", контейнерная площадка на улице Красноперекопской, дом 4 (Семашко, дом 1) находится в собственности муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 59" и используется жителями спорного МКД, как и ряда других домов, без установленных законных оснований.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что из приведенных норм законодательства однозначно следует, что место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в спорном МКД, обязано создать АО "Управдом Красноперекопского района", а не Мэрия. Такой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16.04.2020 N 307-ЭС20-3601).
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление данным МКД (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802).
Указанная ответчиком площадка не является общим имуществом МКД, а расположена на муниципальной земле; наличие законных оснований для пользования этой площадкой не установлено. Сам по себе сложившийся порядок использования контейнерной площадки жителями многоквартирного дома не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком обязанностей, установленных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в конкретном многоквартирном доме. По существу, обязанность по организации (как созданию, так и содержанию) мест накопления ТКО управляющей организации не выполнена, спорная площадка содержится муниципальным учреждением, в то время, как АО "Управдом Красноперекопского района" взимает плату за услуги, которые входят, в том числе в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Суд округа отклонил довод заявителя о необходимости решения собственников для размещения площадки. Проведение управляющей организацией данного вида работ не требует соответствующих решений собственников помещений многоквартирного дома.
В этой связи суды правомерно удовлетворили иск Мэрии.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 06.04.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу N А82-17979/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды сделали обоснованный вывод о том, что из приведенных норм законодательства однозначно следует, что место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов, образующихся в спорном МКД, обязано создать АО "Управдом Красноперекопского района", а не Мэрия. Такой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16.04.2020 N 307-ЭС20-3601).
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление данным МКД (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 декабря 2021 г. N Ф01-7157/21 по делу N А82-17979/2020