г. Киров |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А82-17979/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Горева Л.Н., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Братухиной Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Хитровой А.Н. по доверенности от 14.01.2021;
представителя ответчика - Поваровой Т.В. по доверенности от 02.08.2021;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.03.2021 по делу N А82-17979/2020
по иску Мэрии города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824)
к акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (ИНН 7604119467, ОГРН 1077604029744)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Хартия", Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля
об обязании управляющей организации обеспечить место накопления твердых коммунальных отходов
УСТАНОВИЛ:
Мэрия города Ярославля (далее - Мэрия, истец) обратилась с иском в Арбитражный суд Ярославской области к акционерному обществу "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" (далее - Управляющая организация, ответчик) об обязании ответчика в течение 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для нужд многоквартирного дома N 1, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Красноперекопская, д. 1, установив контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов для нужд многоквартирного дома.
Решением Арбитражного суда Ярославской области исковые требования удовлетворены.
Управляющая организация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы указывает, что жители указанного многоквартирного дома используют контейнерную площадку, расположенную у дома N 4 по ул. Красноперекопская, которая установлена в зоне сложившейся застройки и предназначена для жителей квартала; правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда определена обязанность управляющей организации обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов и не возложена обязанность по возведению контейнерной площадки; возведение контейнерной площадки на территории многоквартирного жилого дома приведет к увеличению состава общего имущества, что будет нарушать права собственников помещений многоквартирного жилого дома при отсутствии их согласия.
Мэрия возражает против удовлетворения апелляционной жалобы. Указывает, что контейнерная площадка, расположенная у дома N 4 по ул. Красноперекопская, используется жителями спорного многоквартирного жилого дома в отсутствие законных оснований; ответчик не исполнил обязательства по организации места накопления твердых коммунальных отходов для нужд многоквартирного жилого дома.
ООО "Хартия" в представленном отзыве оставляет рассмотрение апелляционной жалобы на усмотрение суда.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.06.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.06.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Протокольным определением от 06.07.2021 судебное разбирательство отложено на 17.08.2021 в 11 час. 20 мин.
Определением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 произведена замена судей Овечкиной Е.А. и Савельева А.Б. на судей Горева Л.Н. и Панина Н.В., рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании, поведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области, стороны поддержали собственные позиции, дали пояснения, ответили на вопросы суда.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Красноперекопская, д. 1; часть помещений в этом доме принадлежат истцу на праве муниципальной собственности.
Согласно условиям договора управления многоквартирным жилым домом от 01.01.2018 сбор мусора осуществляется в контейнерную площадку (приложение N 2 к договору).
Актом осмотра территории города Ярославля и объектов благоустройства от 05.08.2020 установлено, что на придомовой территории дома N 1 по ул. Красноперекопской города Ярославля отсутствует площадка для временного складирования твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации данного многоквартирного дома, на территории МКД.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относится, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Письмом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами" разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26(1).
Согласно материалам дела, ответчик является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенной по адресу: г. Ярославль, ул. Красноперекопская, д. 1 (далее - многоквартирный дом). Также установлено и не оспаривается сторонами, что у указанного многоквартирного жилого дома отсутствует собственная расположенная в границах земельного участка дома или за пределами такой границы контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов; жители дома используют контейнерную площадку, расположенную у дома N 4 по ул. Красноперекопская.
Согласно Реестру контейнерных площадок г. Ярославля, размещенному в открытом доступе на официальном портале города Ярославля в сети "Интернет" (https://city-yaroslavl.ru/city/gorodskoe-khozyaystvo/okhrana-okruzhayushchey-sredy/obrashchenie-s-otkhodami/), указанная контейнерная площадка закреплена за МДОУ "Детский сад 59" и используется жителями спорного многоквартирного жилого дома без установленных законных оснований.
Вопреки доводам ответчика, отнесение многоквартирного дома к источникам наполнения ТКО контейнерной площадки указывают лишь на фактическую эксплуатацию площадки жителями многоквартирного дома и не свидетельствуют о законности ее использования. Такой сложившийся порядок использования контейнерной площадки жителями многоквартирного дома не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком обязанностей, установленных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в конкретном многоквартирном доме.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно установил обстоятельства ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по организации места накопления ТКО и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что оспариваемое решение суда направлено на понуждение ответчика к исполнению обязанностей по организации места накопления ТКО для нужд многоквартирного дома. Ответчик при исполнении оспариваемого решения не лишен возможности оборудовать контейнерную площадку на территории земельного участка многоквартирного дома или по согласованию с истцом на территории земельных участков муниципальной либо неразграниченной формы собственности в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.03.2021 по делу N А82-17979/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация многоквартирными домами Красноперекопского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-17979/2020
Истец: Мэрия города Ярославля
Ответчик: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА"
Третье лицо: ООО "Хартия", Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии города Ярославля, Арбитражный суд Ярославской области