Нижний Новгород |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А79-1970/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе
судьи Шутиковой Т.В.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
товарищества собственников жилья "Шанс"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 по делу N А79-1970/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр"
(ИНН: 2130132322, ОГРН: 1142130001430)
к товариществу собственников жилья "Шанс"
(ИНН: 2130001746, ОГРН: 1062130004463)
о взыскании долга
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (далее - ООО "МВК "Экоцентр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к товариществу собственников жилья "Шанс" (далее - ТСЖ "Шанс", Товарищество) о взыскании 215 693 рублей 71 копейки долга за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Товарищество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права. По мнению Товарищества, у него отсутствует задолженность перед Обществом ввиду оплаты фактически потребленных услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Доказательств оказания истцом услуг в большем объеме, чем оплачено ответчиком, не представлено. Нормативный способ исчисления оплаты услуг по вывозу ТКО является неправомерным. Кроме того, суды неправомерно рассмотрели настоящее дело в порядке упрощенного производства и приняли решение о правах и обязанностях собственников жилья в многоквартирном доме, не привлеченных к участию в деле. Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ООО "МВК "Экоцентр" является региональным оператором по осуществлению транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории Чувашской Республики.
ТСЖ "Шанс" осуществляет управление многоквартирным домом N 2 по бульвару им. А. Миттова в г. Чебоксары.
Общество (региональный оператор) и Товарищество (исполнитель) заключили договор, урегулированный в судебном порядке (дело N А79-2365/2019), на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.10.2018 N ДПУО-24, в соответствии с которым региональный оператор обязуется обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 1.4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.10.2018.
В пункте 2.1 договора определено, что под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Расчет размера платы за услугу осуществляется в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 2.2 договора.
Исполнитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 20-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункты 2.4, 2.5 договора).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.11.2019 по делу N А79-2365/2019 урегулированы разногласия сторон относительно пункта 5.1 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в j-м многоквартирном доме исполнителя и нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема".
Расчет количества твердых коммунальных отходов исполнителя осуществляется по формуле, указанной в пункте 5.2 договора.
Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до окончания полномочий регионального оператора, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных договором. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору. В случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с ТКО ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (пункты 10.1, 10.2 договора).
Истец в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на общую сумму 548 875 рублей 98 копеек, на оплату которой посредством системы электронного документооборота выставил ответчику счета, а также оформил соответствующие счета-фактуры и акты оказания услуг.
Ответчик услуги оплатил частично, долг ответчика за спорный период составил 215 693 рубля 71 копейку.
В претензии от 24.09.2020 N 8392 истец предложил ответчику оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке.
Ответчик оставил данную претензию без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ООО "МВК "Экоцентр" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о наличии у Товарищества задолженности перед Обществом в заявленной сумме и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В пункте 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
В силу части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом пункте 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 7 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 Правил.
При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил (пункт 8 Правил N 505).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт оказания Обществом Товариществу услуг по обращению с ТКО в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 судами установлен и подтвержден материалами дела (в том числе актами, счетами на оплату).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание условия договора от 01.10.2018 N ДПУО-24, заключенного сторонами и урегулированного судом, согласно которым учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 расчетным путем исходя из количества граждан, проживающих в многоквартирном доме исполнителя и нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а также утвержденного Обществу единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики, с учетом частичной оплаты Товариществом оказанных услуг, суды правомерно взыскали с Товарищества в пользу Общества 215 693 рубля 71 копейку задолженности.
Вывод судов соответствует материалам дела, не противоречит им и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о том, что дело неправомерно рассмотрено в порядке упрощенного производства, подлежит отклонению, поскольку иск соответствует критериям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, судами не установлено.
Довод Товарищества о наличии оснований для безусловной отмены судебного акта, поскольку судом принято решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, отклоняется, поскольку судебные акты приняты о правах и обязанностях ТСЖ "Шанс", которое в силу закона обязано представлять интересы конечных потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме, в том числе и по вывозу ТКО.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.05.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021 по делу N А79-1970/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Шанс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на товарищество собственников жилья "Шанс".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Т.В. Шутикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
...
Согласно пункту 7 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 Правил.
При раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил (пункт 8 Правил N 505)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 декабря 2021 г. N Ф01-7435/21 по делу N А79-1970/2021