г. Владимир |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А79-1970/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Вечканова А.И.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Шанс" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 31.05.2021 по делу N А79-1970/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр", г. Чебоксары (ОГРН 1142130001430 ИНН 2130132322), к товариществу собственников жилья "Шанс", г. Чебоксары (ОГРН 1062130004463 ИНН 2130001746), о взыскании 215 693 руб. 71 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МВК "Экоцентр" (далее - ООО "МВК "Экоцентр") обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу собственников жилья "ШАНС" (далее - ТСЖ "ШАНС") о взыскании 215 693 руб. 71 коп. долга за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 31.05.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ "ШАНС" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы ссылается на отсутствие у суда оснований для рассмотрения дела в упрощенном порядке.
Не согласен с выводами суда, изложенными в мотивировочной части решения, полагает, что исковые требования предъявлены незаконно.
По мнению заявителя, судом принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Считает, что ТСЖ не является надлежащим ответчиком, как организация, не имеющая собственных хозяйственных и экономических интересов и представляющая прямые интересы и права физических лиц - собственников жилья в МКД.
Истец отзыв на апелляционную жалобу в заседание суда не представил.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Шанс" осуществляет управление многоквартирным домом (далее - МКД) N 2 по бульвару А. Миттова в г. Чебоксары.
Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики с 01.10.2018 в Чувашской Республике введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее -ТКО).
По итогам открытого конкурса статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики получил истец -ООО "МВК "Экоцентр".
Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики заключено 27.04.2018 между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО "МВК "Экоцентр".
Приказом Минстроя Чувашии от 14 ноября 2017 года N 03/1-03/1012 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Чувашской Республики, в частности для потребителей, проживающих в жилых зданиях (как в многоквартирных, так и в частных), утверждена среднегодовая норма накопления ТКО в размере 2,02 куб.м. на одного проживающего.
14.09.2018 ТСЖ "Шанс" направило в адрес регионального оператора заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав количество проживающих в доме - 600 и предложив осуществлять расчет по фактическим объемам накопления и вывоза, исходя из количества контейнеров и их объема.
01.10.2018 ООО "МВК "Экоцентр" (региональный оператор) и ТСЖ "ШАНС" (исполнитель) заключили, в том числе в судебном порядке договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ДПУО-24 (далее - договор), в силу пункта 1.1 которого региональный оператор обязуется обеспечить прием ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и их транспортирование, обработку, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 01.10.2018 (пункт 1.4 договора).
В пункте 2.1 договора определено, что под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Расчет размера платы за услугу осуществляется в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 2.2 договора.
Исполнитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 20-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора (пункты 2.4, 2.5 договора).
Решением суда от 05.11.2019 по делу N А79-2365/2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии урегулированы разногласия сторон относительно пункта 5.1 договора, в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем, исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в j-м многоквартирном доме исполнителя и нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема".
Расчет количества твердых коммунальных отходов исполнителя осуществляется по формуле, указанной в пункте 5.2 договора.
Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до окончания полномочий регионального оператора, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему договору, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных договором. Истечение срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему договору. В случае если за один месяц до истечения срока действия договора на оказание услуг по обращению с ТКО ни одна из сторон не заявит о прекращении, об изменении или о заключении указанного договора на иных условиях, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, срок его действия продлевается на тот же срок и на тех же условиях, но не более чем на срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (пункты 10.1, 10.2 договора).
Истец в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на общую сумму 548 875 руб. 98 коп., на оплату которой посредством системы электронного документооборота выставил счета, а также соответствующие счета-фактуры и акты оказания услуг.
Ответчик услуги оплатил частично; долг ответчика за спорный период составил 215 693 руб. 71 коп.
В претензии от 24.09.2020 N 8392 истец предложил ответчику оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "МВК "Экоцентр" с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
На основании пунктов 1 статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности (пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена императивная обязанность, в том числе ТСЖ, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как указано выше, сторонами договор заключен, в том числе в судебном порядке (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 по делу N А79-2365/2019).
В пункте 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" указано, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Как установлено судом, такое соглашение заключено 27.04.2018, постановлением Госслужбы Чувашии по конкурентной политике и тарифам ООО "МВК "Экоцентр" утвержден Единый тариф в размере 442 руб. 22 коп. за куб. м, действующий с 01.10.2018.
Таким образом, с 01.10.2018 у собственников ТКО на территории Чувашской Республики возникла обязанность по оплате услуг регионального оператора.
Региональный оператор является обязанной стороной, профессионально осуществляющей деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик, в свою очередь, управляет и эксплуатирует жилой фонд.
Следовательно, потребитель лишен возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, он должен утилизировать их не иначе, как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Источником образования отходов являются собственники помещений (жилых и нежилых) в МКД.
При этом пункт 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса: а) твердых коммунальных отходов в местах их накопления: сортированных твердых коммунальных отходов; несортированных твердых коммунальных отходов; крупногабаритных отходов.
Местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов, согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, является контейнерная площадка, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Таким образом, коммерческому учету подлежат отходы, накапливаемые в месте накопления на территории земельного участка МКД.
Пункт 6 Правил N 505 определяет, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
При этом, согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из:
-нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
-количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Поскольку собственниками твердых коммунальных отходов, накапливаемых на контейнерной площадке дома 2 по бульвару А.Миттова г. Чебоксары являются собственники МКД, единственным допустимым способом коммерческого учета объема и (или) массы ТКО является расчет по нормативам, утвержденным для собственников - физических лиц МКД.
Пунктом 148 (15) Правил N 354 определено, что собственник помещения в многоквартирном доме и собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 148 (4) и подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копий документов, указанных в пункте 148 (14) настоящих Правил.
Сведений о заключении собственниками рассматриваемого МКД прямых договоров с истцом суду не представлено, ответчиком такие договоры также не представлены. Постановлением Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 29.11.2019 N 118-21/в установлен предельный единый тариф для оказания услуг региональным оператором на территории Чувашской на 2020 год.
На основании изложенного, с учетом пункта 1.4 договора от 01.10.2018 N ДПУО-24, в котором сторонами согласована дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.10.2018, утверждения ООО "МВК "Экоцентр" единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории Чувашской республики - Чувашии, а также последующего заключения договора от 01.10.2018 N ДПУО-24 в судебном порядке, суд первой инстанции пришел к верному вывод о том, что к обязательственным отношениям сторон, возникшим в 2020 году, применяются условия договора от 01.10.2018 N ДПУО-24.
Факт оказания услуг подтверждается представленными в материалы дела актами, счетами на оплату.
Судом установлено, что истец оказывал услуги по вывозу коммунальных отходов, а ответчик принимал эти услуги (обратное не доказано).
Кроме того, в материалы дела ответчиком представлены акты оказания услуг, составленные самостоятельно, и направленные истцу, что также свидетельствует о фактическом оказании услуг ООО "МВК "Экоцентр".
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств, опровергающих сведения истца об объеме, стоимости оказанных услуг в спорный период, размере задолженности ответчика перед истцом.
Доказательства оплаты задолженности в полном объеме отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требования истца о взыскании с ответчика 215 693 руб. 71 коп. долга.
Довод заявителя жалобы о том, что дело неправомерно рассмотрено в порядке упрощенного производства, подлежит отклонению, поскольку иск соответствует критериям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, судами не установлено.
Довод заявителя о наличии оснований для безусловной отмены судебного акта, поскольку судом принято решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, отклоняется апелляционным судом.
В силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае являются принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение принято о правах и обязанностях ТСЖ, которое в силу закона обязано представлять интересы конечных потребителей коммунальных услуг в МКД, в том числе и по вывозу ТКО.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 31.05.2021 по делу N А79-1970/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Шанс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.И. Вечканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1970/2021
Истец: ООО "МВК "Экоцентр"
Ответчик: ТСЖ "ШАНС"