Нижний Новгород |
|
28 декабря 2021 г. |
Дело N А43-818/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.12.2021.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
при участии представителей
от истца: Сперанской Е.С. (доверенность от 30.04.2021 N 271),
от ответчика: Прописнова А.В. (доверенность от 15.11.2021 N 15-11/21)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.06.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021
по делу N А43-818/2021
по иску Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира
Нижегородской области (ИНН: 5260294552, ОГРН: 1115260001449)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство"
(ИНН: 5250048910, ОГРН: 1095250003804)
о взыскании субсидии,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Нижегородской области,
и установил:
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Минлесхоз Нижегородской области; правопреемник Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области, далее - Комитет) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство" (далее - ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство", Общество) о взыскании субсидии в сумме 4 598 084 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Нижегородской области (далее - Минфин Нижегородской области).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.06.2021 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, основания для возврата субсидии в полном объеме отсутствуют. Недостоверные сведения выявлены истцом только в отношении части субсидии в сумме 1 384 500 рублей, которая ответчиком возвращена. Совершенные Обществом действия по нарушению соглашения о предоставлении субсидии от 07.03.2019 N 7-2019с/рпм имеют минимальное отклонение от его условий, а примененная истцом санкция не отвечает понятиям разумности и социальной справедливости.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Минлесхоз Нижегородской области в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Минфин Нижегородской области в отзыве на кассационную не согласилось с приведенной в ней позицией, указав на законность принятых судебных актов; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Комитет и ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" (получатель) заключили соглашение от 07.03.2019 N 7-2019с/рпм о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала в рамках государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" в редакции дополнительных соглашений.
Согласно пункту 1.1 соглашения его предметом является предоставление в 2019 году из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, понесенных получателем в 2019 году, в рамках государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области".
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 27.11.2019 N 8-2019 с/рпм-дс) субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Комитету как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе I соглашения, в 2019 году в размере 5 982 884 рублей.
В разделе 5 соглашения стороны согласовали их ответственность, в том числе, обязанность получателя субсидии в виде ее возврата в областной бюджет в случае выявления по результатам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателем и предоставления недостоверных сведений.
В рамках заключенного соглашения ответчик в течение 2019 года представил в Комитет 3 заявления о выплате субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением рыбопосадочного материала: от 11.07.2019 - в сумме 1 737 500 рублей, от 15.10.2019 (с корректировкой от 22.10.2019) - в сумме 1 168 900 рублей, от 02.12.2019 (с корректировкой от 10.12.2019) - в сумме 3 076 484 рублей.
В 4 квартале 2019 года ответчик направил истцу заявление о выплате субсидии с приложением документов, в том числе, копий договора поставки от 08.07.2019 N 13, заключенного с ООО "Динской рыбоводный завод", товарной накладной от 19.07.2019 N 18 с наименованием товара "молодь стерляди 1,5 гр." в объеме 221 568 кг на сумму 2 769 600 рублей, счета на оплату от 14.07.2019 N 13, платежного поручения от 28.11.2019 N 299 на сумму 2 769 600 рублей с назначением платежа "Оплата по счету N 13 от 14.07.19 согласно договору N 13 от 08.07.19 за молодь стерляди 1,5 гр.".
Платежными поручениями от 26.07.2019 N 558, от 28.10.2019 N 839, от 13.12.2019 N 1002 Обществу перечислена субсидия в сумме 5 982 884 рублей.
По результатам проверки Общества истец составил акт от 08.10.2020, согласно которого Общество допустило нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии, выразившееся в предоставлении недостоверных сведений, а именно: оплата денежных средств по платежному поручению от 28.11.2019 N 299 в сумме 2 769 600 рублей с назначением платежа: "Оплата по счету N 13 от 14.07.19 согласно договору N 13 от 08.07.19 за молодь стерляди 1,5 гр." Обществом не производилась.
В письме от 16.10.2020 N Исх-526-468347/20 (с приложенным к нему актом проверки от 08.10.2020) истец обратился к Обществу с требованием о возврате субсидии в полном объеме.
Ответчик письмом (том 1, лист дела 12) сообщил истцу о готовности вернуть денежные средства в сумме 1 384 800 рублей (50 процентов от суммы 2 769 600 рублей), указав, что платежное поручение от 28.11.2019 N 299 является ошибочным платежным документом неизвестного происхождения.
Уклонение ответчика от исполнения обязанности по возврату денежных средств в полном объеме, предоставленных в качестве субсидии, послужило основанием для обращения Минлесхоза Нижегородской области в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.06.2018 N 483, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о нарушении Обществом условий и требований, предъявляемых при предоставлении субсидии, и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (подпункт 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации Государственной программы Нижегородской области "Развитие товарной аквакультуры" постановлением Правительства Нижегородской области от 29.06.2018 N 483 утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала (далее - Порядок N 483).
Согласно названному Порядку субсидия предоставлялась в целях возмещения части затрат на приобретение рыбопосадочного материала. Субсидия имеет целевое назначение и не может быть использована на другие цели (пункты 1.2, 2.1 Порядка N 483).
В силу пункта 2.4 Порядка N 483 субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между Комитетом и организацией на текущий финансовый год в соответствии с типовой формой, установленной министерством финансов Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 6.3 Порядка N 483 субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения получателем субсидии соответствующего требования Комитета в полном объеме в следующих случаях: выявления нарушений по итогам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии и представления недостоверных сведений.
Впоследствии постановление Правительства Нижегородской области от 29.06.2018 N 483 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб и рыбопосадочного материала" отменено в связи с изданием постановления Правительства Нижегородской области от 01.04.2020 N 251.
При этом постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2020 N 251 также предусмотрена обязанность получателя субсидии возвратить ее в полном объеме в случае выявления нарушений по итогам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля и комитетом, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии (пункт 4.3 в редакции, действовавшей на момент разрешения спора).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в целях получения субсидии Общество в нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии представило недостоверные сведения, что в соответствии с условиями соглашения от 07.03.2019 N 7-2019с/рпм, Порядка N 483 и постановления Правительства Нижегородской области от 01.04.2020 N 251 является основанием для возврата субсидии в полном объеме.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Минлесхоза Нижегородской области.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела и им не противоречат.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают сделанные судами выводы и не являются основанием для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.06.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2021 по делу N А43-818/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 декабря 2021 г. N Ф01-7678/21 по делу N А43-818/2021