г. Владимир |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А43-818/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2021.
Полный текст постановления изготовлен 20.09.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Новиковой Л.П., Назаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - Казакова П.С. по доверенности от 29.03.2021 (сроком действия 3 года);
от ответчика (заявителя) - общества с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство" - адвоката Прописнова А.В. по доверенности от 25.03.2021 (сроком действия 1 год);
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Нижегородской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.06.2021 по делу N А43-818/2021,
по иску Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира
Нижегородской области (ОГРН 1115260001449, ИНН 5260294552) к обществу с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство" (ОГРН 1095250003804, ИНН 5250048910) о взыскании 4 598 084 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Минлесхоз Нижегородской области (правопреемник Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира), истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство" (далее - ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство", ответчик) об обратном взыскании субсидии в сумме 4 598 084 руб. (исковые требования изложены с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки соблюдения порядка предоставления субсидии ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" Минлесхоз Нижегородской области выявлено нарушение ответчиком условий и порядка предоставления субсидии, выразившееся в представления получателем недостоверных сведений, что является основанием для возврата субсидии в бюджет в полном объеме.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.06.2021 исковые требования Минлесхоз Нижегородской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании статьи 270 части 2, 1 пункта 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, заявитель полагает, что оснований для возврата субсидии в полном объеме не имелось. Что касается недостоверных сведений за 4 квартал 2019 года, то ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" в этой части вернуло в областной бюджет часть субсидии в размере 1 384 500 руб.
Нарушение норм материального права заявитель усматривает в том, что на момент предъявления истцом исковых требований Постановление Правительства Нижегородской области от 30.11.2019 N 885 утратило силу с 01.04.2020, в связи с чем не подлежало применению судом, а соглашение о предоставлении субсидии от 07.03.2019 N7-2019с/рпм обязанность общества по возврату субсидии в полном объеме не предусматривает.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель истца в судебном заседании и в отзыве от 30.08.2021 указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в отзыве от 06.09.2021 указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие данного лица.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Минлесхоз Нижегородской области и ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" (получателем) заключено соглашение от 07.03.19 N 7-2019с/рпм о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала в рамках государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" в редакции дополнительных соглашений. Согласно пункта 1.1 данного соглашения его предметом является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, понесенных получателем в 2019 году, в рамках государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области".
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 27.11.19 N 8-2019 с/рпм-дс субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Комитету как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов РФ на цели, указанные в разделе I соглашения, в 2019 году в размере 5 982 884 руб.
В течение 2019 года в рамках заключенного соглашения ответчик подал три заявления на выплату субсидии (из согласованного лимита) на возмещение части затрат, связанных с приобретением рыбопосадочного материала:
- от 11.07.19 на сумму 1 737 500 руб.,
- от 15.10.19 с корректировкой от 22.10.19 на сумму 1 168 900 руб.,
- от 02.12.19 с корректировкой от 10.12.19 на сумму 3 076 484 руб.
В 4 квартале 2019 года ответчик направил истцу заявление на выплату субсидии с приложением документов, в том числе: копии договора поставки от 08.07.19 N 13, заключенного с ООО "Динской рыбоводный завод", товарной накладной от 19.07.19 N 18 с наименованием товара "молодь стерляди 1,5 гр." в объеме 221568 кг на сумму 2 769 600 руб., счета на оплату от 14.07.19 N 13, платёжного поручения от 28.11.19 N 299 на сумму 2 769 600 руб. с назначением платежа "оплата по счету N 13 от 14.07.19 согласно договору N 13 от 08.07.19 за молодь стерляди 1,5 гр.".
По платежным поручениям N 558 от 26.07.2019, N 839 от 28.10.2019, N 1002 от 13.12.2019 в адрес ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" перечислены денежные средства субсидии в сумме 5 982 884 руб.
Впоследствии, по итогам проверки Минлесхозом Нижегородской области составлен акт от 08.10.2020, согласно которого ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" допущено нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии, выразившееся в представлении получателем недостоверных сведений.
Письмом от 16.10.2020 N Исх-526-468347/20 с приложенным к нему актом
проверки от 08.10.2020 истец обратился к получателю с требованием о возврате субсидии в полном объеме.
Ответчик письмом (том 1, л.д. 12) сообщил о готовности вернуть денежные
средства, перечисленные по платежному поручению от 28.11.19 N 299 в сумме 1 384 800 руб. (50% от суммы 2 769 600 руб.), которые, по его мнению, являются ошибочным, неизвестного происхождения платежным документом.
Уклонение ответчика от исполнения обязанности по возврату денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, в полном объеме послужило основанием для обращения с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Минлесхоза, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предоставление ответчиком недостоверных сведений подтверждается материалами дела. А в соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.06.18 N 483, в случае выявления по итогам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии и представления недостоверных сведений, субсидия подлежит возврату в полном объеме.
С выводами арбитражного суда апелляционная инстанция согласна.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации мероприятий Государственной программы Нижегородской области "Развитие товарной аквакультуры" был принят Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, который утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.06.18 N 483.
Согласно названного Порядка, субсидия предоставлялась в целях возмещения части затрат на приобретение кормов для рыб. Субсидии имеют целевое назначение и не могут быть использованы на другие цели.
В силу пункта 2.4 Порядка субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между Комитетом и организацией на текущий финансовый год в соответствии с типовой формой, установленной министерством финансов Нижегородской области.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки. В силу пункта 3 данной нормы права субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях нецелевого использования бюджетных средств, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидий.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункт 4.3 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.06.18 N 483, получатели субсидии, заключившие соглашение для выплаты субсидии, ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а в четвертом квартале в срок до 1 декабря текущего года представляют в комитет следующие документы:
1) заявление на получение субсидии по форме, утвержденной приказом
Комитета (далее, заявление);
2) документы, подтверждающие произведенные затраты на приобретение
рыбопосадочного материала (копии договоров, счетов, счетов-фактур, товарных
накладных, товарных и кассовых чеков, платежные поручения и прочие
подтверждающие документы);
3) документы, подтверждающие размер среднемесячной заработной платы
работников. Положениями пункта 4.3 Порядка закреплено, что организация в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за достоверность предоставленной информации.
Получатель субсидии несет ответственность за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Порядком и Соглашением.
В соответствии с пунктом 6.3 Порядка субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения получателем субсидии соответствующего требования Комитета в полном объеме в следующих случаях: выявления нарушений по итогам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии и представления недостоверных сведений.
Впоследствии (с 01.04.2020), постановление Правительства Нижегородской области от 29.06.2018 N 483 "Об утверждении порядков предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение кормов для рыб и рыбопосадочного материала" было отменено в связи с изданием Постановления Правительства Нижегородской области N 251 от 01.04.2020.
Между тем Постановлением Правительства Нижегородской области N 251 от 01.04.2020 также предусмотрена обязанность получателя субсидии возвратить ее в полном объеме в случае выявлении нарушений по итогам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля и комитетом, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии (пункт 4.3 в редакции на момент разрешения спора).
Как следует из материалов дела, между Минлесхозом Нижегородской области и ответчиком (получателем) заключено соглашение от 07.03.19 N 7-2019с/рпм о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала в рамках государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" в редакции дополнительных соглашений. Согласно пункта 1.1 данного соглашения его предметом является предоставление из областного бюджета в 2019 году субсидии на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала, понесенных получателем в 2019 году, в рамках государственной программы "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" (том 1, л.д. 15-16, 129-133, 139-141).
В соответствии с пунктом 2.1 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 27.11.19 N 8-2019 с/рпм-дс субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Комитету как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов РФ на цели, указанные в разделе I соглашения, в 2019 году - в размере 5 982 884 руб.
В разделе 5 Соглашения стороны согласовали их ответственность, в том числе - обязанность получателя субсидии в виде ее возврата в областной бюджет в случае выявления по результатам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии ее получателем и предоставления недостоверных сведений. Таким образом, Соглашением и Порядком прямо предусмотрено условие для возврата субсидии в полном объеме при выявлении указанных выше нарушений.
В течение 2019 года в рамках заключенного соглашения ответчик подал три заявления на выплату субсидии (из согласованного лимита) на возмещение части затрат, связанных с приобретением рыбопосадочного материала:
- от 11.07.19 на сумму 1 737 500 руб.,
- от 15.10.19 с корректировкой от 22.10.19 на сумму 1 168 900 руб.,
- от 02.12.19 с корректировкой от 10.12.19 на сумму 3 076 484 руб.
В 4 квартале 2019 года ответчик направил истцу заявление на выплату субсидии с приложением документов, в том числе: копии договора поставки от 08.07.19 N 13, заключенного с ООО "Динской рыбоводный завод", товарной накладной от 19.07.19 N 18 с наименованием товара "молодь стерляди 1,5 гр." в объеме 221568 кг на сумму 2 769 600 руб., счета на оплату от 14.07.19 N 13, платёжного поручения от 28.11.19 N 299 на сумму 2 769 600 руб. с назначением платежа "оплата по счету N 13 от 14.07.19 согласно договору N 13 от 08.07.19 за молодь стерляди 1,5 гр.".
Минлесхоз Нижегородской области надлежащим образом исполнил обязанность по предоставлению предусмотренных условиями сделки денежных средств в общей сумме 5 982 884 руб., что подтверждается платежными поручениями от 26.07.19 N 558, 28.10.19 N 839, 13.12.19 N 1002.
Однако впоследствии, в рамках рассмотрения дела N А43-3249/2020 по иску ООО "Динской рыбоводный завод" к ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" о взыскании задолженности в сумме 2 769 600 руб. (с привлечением 14.09.2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Комитета) Арбитражным судом Нижегородской области установлено, что оплата денежных средств по платёжному поручению от 28.11.19 N 299 на сумму 2 769 600 руб. с назначением платежа "оплата по счету N 13 от 14.07.19 согласно договору N 13 от 08.07.19 за молодь стерляди 1,5 гр." ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" не производилась. Таким образом при разрешении названного спора Комитету стало известно о предоставлении ответчиком в заявлении на выплату субсидии за 4 квартал 2019 года недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения Минлесхоз Нижегородской области организовал проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала в 2019 году, в том числе, достоверности документов, представленных ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" для получения субсидии. В ходе проверки Минлесхоа Нижегородской области направил ответчику запрос о представлении оригиналов документов в качестве подтверждения понесенных затрат для получения субсидии. Однако, ответчик информацию в срок, указанный в запросе не представил, в связи с чем истец направил в ПАО Комбанк "Химик" запрос о представлении информации по перечислению ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" денежных средств ООО "Динской рыбоводный завод" по платежному поручению от 28.11.2019 N 299.
ПАО Комбанк "Химик" письмом N 01-2/755 сообщило, что по платежному поручению от 28.11.2019 N 299 перечисление денежных средств не производилось (том 1, л.д. 29). Что и было установлено решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.10.2020 по делу N А43-3249/2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021.
По итогам проверки Минлесхоз Нижегородской области составило акт от 08.10.2020, в котором указало на нарушение ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство" условий, целей и порядка предоставления субсидии в результате представления получателем недостоверных сведений (том 1, л.д. 25-27).
Письмом от 16.10.2020 N Исх-526-468347/20 с приложенным к нему актом проверки от 08.10.2020 (том 1, л.д. 10, 11) истец обратился к получателю с требованием о возврате субсидии в полном объеме.
Ответчик письмом (том 1, л.д. 12) сообщил о готовности вернуть денежные средства, перечисленные по платежному поручению от 28.11.2019 N 299 в сумме 1 384 800 руб. (50% от суммы 2 769 600 руб.), которые, по его мнению, являются ошибочным, неизвестного происхождения платежным документом.
Между тем, Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.11.2019 N 885 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 29.06.18 N 483" абзац 2 пункт 6.3 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала дополнен словами "субсидия подлежит возврату в полном объеме". Действие данного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019. Отменившее его Постановление Правительства Нижегородской области N251 от 01.04.2020 также предусматривает обязанность получателя субсидии в случае выявлении нарушений по итогам проверок, проведенных органами государственного финансового контроля и комитетом, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии получателем субсидии возвратить ее в полном объеме.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приведенные выше доказательства во взаимосвязи с положениями законодательства, условиями обязательства, арбитражный суд пришел к правильному выводу о доказанности факта того, что ответчиком нарушены условия, установленные при предоставлении субсидии, в связи с чем она подлежит возврату в бюджет. Решение суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ООО "Мулинское рыбоводное хозяйство", не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.06.2021 по делу N А43-818/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мулинское рыбоводное хозяйство" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-818/2021
Истец: Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Нижегородской области
Ответчик: ООО "МУЛИНСКОЕ РЫБОВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО"
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области г. Нижний Новгород