Нижний Новгород |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А43-10885/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Фонда "Восстановления и обустройства Храма Рождества Христова, Села
Рождественский Майдан"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021
по делу N А43-10885/2021
по иску Фонда "Восстановления и обустройства Храма Рождества Христова, Села
Рождественнский Мойдан" (ИНН: 5206995038, ОГРН: 1135200000858)
к обществу с ограниченной ответственностью "МСК-НТ"
(ИНН: 7734699480, ОГРН: 1137746342634)
об обязании заключить договор
и установил:
Фонд "Восстановление и обустройства Храма Рождества Христова, Села Рождественский Майдан" (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ", региональный оператор) об обязании заключить договор на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, с указанием в пункте 15 договора на осуществление учета объема твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2021 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и неполно выяснили обстоятельства дела. По мнению Фонда, он вправе заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором на основании подпункта "б" пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Основной целью Фонда является осуществление деятельности, направленной на поддержание и развитие инфраструктуры села Рождественский Майдан. Заключение Фондом договора с региональным оператором от своего имени и в интересах собственников жилых домов, в которых образуются ТКО, позволит собственникам оплачивать услуги по обращению с ТКО не по нормативу, а за фактически вывезенный мусор. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Фонд заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
ООО "МСК-НТ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Фонд 23.03.2021 обратился к региональному оператору с заявкой о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, оформленной в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, с приложением копий свидетельств на право собственности на жилые дома и заявлений собственников о полномочиях Фонда действовать от своего имени и в интересах собственников в отношении ТКО, образующихся в их жилых домах.
Фонд 29.03.2021 получил от ответчика отказ в заключении договора со ссылкой на положения статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Отказ ООО "МСК-НТ" в заключении договора послужил основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и отклонил его.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) настоящих Правил.
В пункте 2 Правил N 1156 установлено, что потребителем является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор об оказании услуг по обращению с ТКО.
На основании пункта 8 (1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно пункту 8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 (6) Правил N 1156 в заявке потребителя указываются сведения о документах, удостоверяющих право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с ТКО (для юридического лица).
В пункте 8 (7) Правил N 1156 предусмотрено, что к заявке потребителя прилагаются документы, подтверждающие:
- наличие у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам ТКО; у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (подпункт "б");
- доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации) (подпункт "в").
Возможность делегирования полномочий на заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО организациям (в том числе некоммерческим объединениям) предоставлена собственникам жилых домов. При этом такая организация должна осуществлять функции по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО перед собственниками жилых домов (собственниками ТКО), что следует из положений подпункта "б" пункта 148 (5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором (пункт 148 (5)).
В соответствии со статьей 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что истец по организационно-правовой форме является фондом (статья 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исходя из целей, для которых создан Фонд, у него не возникает обязанность по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО перед собственниками ТКО, в связи с чем истец не вправе заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО от своего имени в интересах иных собственников ТКО.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу N А43-10885/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда "Восстановления и обустройства Храма Рождества Христова, Села Рождественский Майдан" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на Фонд "Восстановления и обустройства Храма Рождества Христова, Села Рождественский Майдан".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возможность делегирования полномочий на заключение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО организациям (в том числе некоммерческим объединениям) предоставлена собственникам жилых домов. При этом такая организация должна осуществлять функции по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО перед собственниками жилых домов (собственниками ТКО), что следует из положений подпункта "б" пункта 148 (5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
...
В соответствии со статьей 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
...
Суды установили и материалами дела подтверждается, что истец по организационно-правовой форме является фондом (статья 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации). Исходя из целей, для которых создан Фонд, у него не возникает обязанность по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО перед собственниками ТКО, в связи с чем истец не вправе заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО от своего имени в интересах иных собственников ТКО."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2022 г. N Ф01-8383/21 по делу N А43-10885/2021