г. Владимир |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А43-10885/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда "Восстановление и обустройства Храма Рождества Христова, Села Рождественнских Мойдан" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2021 по делу N А43-10885/2021, по иску Фонда "Восстановление и обустройства Храма Рождества Христова, Села Рождественнских Мойдан" (ИНН 5206995038, ОГРН 1135200000858) к обществу с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (ИНН 7734699480, ОГРН 1137746342634) в лице Нижегородского филиала об обязании заключить договор на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156,
при участии представителей от сторон:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Восстановление и обустройства Храма Рождества Христова, Села Рождественский Майдан" (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "МСК-НТ" (далее - ООО "МСК-НТ", Региональный Оператор, ответчик) об обязании заключить договор на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, с указанием в п.15 договора, что учет объема ТКО производится расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Решением от 04.08.2021 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении заявленных исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель сослался на то, что Фонд не является управляющей организацией, заключает договор на основании п.п. б) п.8.1 "Правил" и соответственно не должен предоставлять, в составе заявки на заключение договора документы, предусмотренные п.п. б) п.8.7 "Правил". Пояснил, что вопрос о наличии у Фонда обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО перед собственниками ТКО судом не исследовался.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей от сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.03.2021 Фонд обратился к Региональному Оператору с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), оформленной в соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 N 1156, с приложением копий свидетельств на право собственности на жилые дома и заявлений собственников о полномочиях Истца действовать от своего имени и в интересах собственников в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в их жилых домах.
29.03.2021 истец получил от ответчика отказ в заключении договора на том основании, что истец не является собственником ТКО. Отказ в заключении договора мотивирован ссылкой на положения статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Отказ ответчика в заключении договора послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" от 25.12.2018 N 49, согласно которой требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), а также общими нормами гражданского законодательства об обязательствах.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
В силу пункта 2 Правил N 1156 потребителем является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор об оказании услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п.8 (1) Правил N 1156 8(1) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Согласно п.8 (4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пп. "а" пункта 8(6) Правил N 1156 в заявке потребителя указываются следующие сведения о документах, удостоверяющих право лица на подписание договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для юридического лица).
Пунктом 8 (7) Правил N 1156 предусмотрено, что к заявке потребителя прилагаются документы, подтверждающие:
- наличие у управляющей организации или товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива обязанности по предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам твердых коммунальных отходов; у управляющей организации лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (подпункт "б");
- доверенность или иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают полномочия представителя потребителя, действующего от имени потребителя, на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (для представителя - физического лица также копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации) (подпункт "в").
Из положений вышеуказанных норм следует, что заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО имеют право не только сами собственники ТКО, но и лица, действующие от своего имени и в интересах собственника.
Возможность делегирования полномочий на заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами организациям (в том числе некоммерческим объединениям) предоставлена собственникам жилых домов. Однако такая организация должна осуществлять функции по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО перед собственниками жилых домов (собственниками ТКО), что следует из положений пп. "б" пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354.
В соответствии с указанной нормой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО;
б) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором (пункт 148 (5)).
Истец по своей организационно-правовой форме является фондом.
В соответствии со статьей 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
В силу указанных положений, исходя из целей для которых создан фонд, у истца не возникает обязанность по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО перед собственниками ТКО, в связи с чем, истец не вправе заключать договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от своего имени в интересах иных собственников твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
Учитывая совокупность приведенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения решения арбитражного суда первой инстанции по приведенным в жалобе доводам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя жалобы являются необоснованными, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.08.2021 по делу N А43-10885/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда "Восстановление и обустройства Храма Рождества Христова Села Рождественский Майдан" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.А. Богунова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10885/2021
Истец: ФОНД "ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ОБУСТРОЙСТВА ХРАМА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, СЕЛА РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МАЙДАН"
Ответчик: ООО "МСК-НТ"