Нижний Новгород |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А31-2912/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Радченковой Н.Ш.
без вызова сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу арбитражного управляющего Федосеевой Людмилы Владимировны
на решение Арбитражного суда Костромской области от 06.08.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021
по делу N А31-2912/2021
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
к конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Текмаш" Федосеевой Людмиле Владимировне
о привлечении к административной ответственности
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении к административной ответственности конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Текмаш" (далее - Общество, ООО "Текмаш") Федосеевой Людмилы Владимировны (далее - Федосеева Л.В., арбитражный управляющий) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 06.08.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд пришел к выводу о наличии и доказанности материалами дела в деянии арбитражного управляющего события и состава вменяемого ему административного правонарушения. Вместе с тем, приняв во внимание характер совершенного правонарушения, обстоятельства и последствия его совершения, руководствуясь принципами индивидуализации, справедливости и соразмерности ответственности, арбитражный суд счел возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободил ответчика от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного им административного правонарушения, ограничившись объявлением в его адрес устного замечания.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федосеева Л.В. не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает на отсутствие в ее действиях (бездействии) события административного правонарушения. Федосеева Л.В. отмечает, что нарушение пункта 4 статьи 61.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон N 127-ФЗ) вменено ей необоснованно. Кассатор настаивает на том, что 25.01.2021 в суд им было направлено уточненное заявление об оспаривании сделок должника, представленное в рамках заявлений, поданных конкурсным управляющим Дегтяр С.В., о чем свидетельствует вынесенное Арбитражным судом Костромской области 26.01.2021 определение, которым данное уточненное заявление принято к рассмотрению. При этом арбитражный управляющий обращает внимание суда на то, что определение Арбитражного суда Костромской области от 26.01.2021 о принятии уточненного заявления к рассмотрению размещено на сайте "Мой арбитр" 02.02.2021, определение Арбитражного суда Костромской области от 29.01.2021 о выделении в отдельное производство части принятого уточненного заявления также размещено 02.02.2021, следовательно, у конкурсного управляющего возникла обязанность публикации на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) соответствующего сообщения о признании сделки должника недействительной в период со 02.02.2021 по 04.02.2021, что и было ей сделано. Федосеева Л.В. Арбитражный управляющий поясняет, что у Федосеевой Л.В. согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве обязанность по предоставлению отчета о своей деятельности в период с 24.12.2020 по 24.03.2021 не возникла. Нарушение прав и законных интересов кредиторов данное нарушение не повлекло.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы заявителя жалобы.
На основании части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судьей единолично, без вызова сторон.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Костромской области от 10.03.2020 по делу N А31-8129/2019 ООО "Текмаш" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена Дегтяр С.В., участник саморегулируемой организации "Союз менеджеров и арбитражных управляющих".
Определением Арбитражного суда Костромской области от 28.09.2020 Дегтяр С.В. освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО "Текмаш".
Определением Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2020 конкурсным управляющим ООО "Текмаш" утверждена Федосеева Л.В., участник саморегулируемой межрегиональной общественной организации "Ассоциация антикризисных управляющих".
Определением Арбитражного суда Костромской области от 11.01.2021 процедура конкурсного производства продлена до 11.03.2021.
Таким образом, Федосеева Л.В. осуществляла функции арбитражного управляющего в деле о банкротстве ООО "Текмаш" с 24.12.2020 по 04.02.2021.
Специалистом-экспертом отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ по результатам проведения административного расследования, непосредственно установлено нарушение ответчиком требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 4 статьи 61.1, пункта 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ, пунктов 10, 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Правила N 299), Приказа Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" (далее - Приказ N 195), что выразилось в следующем: сообщение о подаче в суд уточненного заявления о признании сделок должника недействительными размещено конкурсным управляющим на сайте ЕФРСБ с нарушением срока - 04.02.2021; отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 10.01.2021 не содержит перечня приложенных к нему документов.
В соответствии со статьями 28.2, 28.7 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом Управления в отношении арбитражного управляющего составлен протокол об административном правонарушении от 04.03.2021 N 00184421. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Федосеевой Л.В., извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола.
На основании статей 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 23.1 КоАП РФ Управление направило в Арбитражный суд Костромской области заявление о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, Закона N 127-ФЗ, Правилами N 299, суд первой инстанции, установив в деянии арбитражного управляющего событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, отказал в привлечении Федосеевой Л.В. к административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного ею административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве, в рассматриваемом случае порядок действий при банкротстве ООО "Текмаш".
Объективная сторона названного административного правонарушения заключается в невыполнении правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных в Законе о несостоятельности (банкротстве).
В силу статьи 20 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности, что предполагает его осведомленность о требованиях Закона о банкротстве и участие в процедурах банкротства должника с соблюдением таких требований.
В пункте 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве закреплены обязанности арбитражного управляющего, перечень которых не является исчерпывающим и, по сути, охватывает все функции арбитражного управляющего, установленные Законом о банкротстве.
Следовательно, арбитражный управляющий, осведомленный как профессионал о своих функциях, установленных Законом о банкротстве, и допустивший их неисполнение, может быть привлечен к административной ответственности по указанной выше статье КоАП РФ.
Пунктом 1 протокола об административном правонарушении от 04.03.2021 ответчику в вину вменяется нарушение пункта 4 статьи 20.3, пункта 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве, выразившееся в размещении конкурсным управляющим на сайте ЕФРСБ сообщения о подаче в суд уточненного заявления о признании сделок должника недействительными с нарушением срока.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу пункта 4.1 статьи 28 Закона N 127-ФЗ сведения, подлежащие включению в ЕФРСБ, включаются в него арбитражным управляющим.
Согласно пункту 4 статьи 61.1 Закона N 127-ФЗ сведения о подаче в арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной по основаниям, указанным в данном законе, о вынесении судебного акта по результатам рассмотрения заявления и судебных актов о его пересмотре подлежат включению арбитражным управляющим в ЕФРСБ. Эти сведения подлежат включению в реестр не позднее трех рабочих дней с даты, когда арбитражному управляющему стало известно о подаче заявления или вынесении судебного акта, а при подаче заявления арбитражным управляющим - не позднее следующего рабочего дня после дня подачи заявления.
Как следует из материалов дела и установили суды, 25.01.2021 конкурсным управляющим Федосеевой Л.В. в Арбитражный суд Костромской области по делу N А31-8129/2019 направлено уточненное заявление о признании сделок должника недействительными, зарегистрированное судом 26.01.2021.
Во исполнение требований пункта 4 статьи 61.1 Закона о банкротстве сообщение о подаче указанного заявления в суд конкурсный управляющий Федосеева Л.В. обязана была разместить на сайте ЕФРСБ в срок не позднее следующего дня, то есть 27.01.2021.
Распечатка сообщения с сайта ЕФРСБ от 04.02.2021 N 6127821 подтверждает, что данное сообщение включено в информационный источник с нарушением срока.
Доводы арбитражного управляющего о том, что заявление о признании сделок должника недействительными направлено им в качестве уточнений к заявлению предыдущего арбитражного управляющего Дегтяр С.В., правомерно отклонены судом первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 26.01.2021 установлено, что требования, содержащиеся в представленных конкурсным управляющим уточненных требованиях, ранее не заявлялись, имеют отдельный предмет и основание, и подлежат принятию к рассмотрению в рамках отдельного обособленного спора. Определением Арбитражного суда Костромской области от 29.01.2021 заявление Федосеевой Л.В. от 26.01.2021 принято к производству и судебное заседание по его рассмотрению назначено на 16.03.2021.
Из изложенного следует, что никаких уточнений в рамках заявлений, поданных конкурсным управляющим Дегтяр С.В., заявление, поданное конкурсным управляющим Федосеевой Л.В., не содержит. Заявление конкурсного управляющего от 26.01.2021 содержит требования по вновь выявленным ею сделкам, являющимся самостоятельными.
Довод Федосеевой Л.В. о том, что определение Арбитражного суда Костромской области от 26.01.2021 о принятии уточненного заявления к рассмотрению размещено на сайте "Мой арбитр" 02.02.2021, определение Арбитражного суда Костромской области от 29.01.2021 о выделении в отдельное производство части принятого уточненного заявления также размещено 02.02.2021, следовательно, у конкурсного управляющего возникла обязанность публикации на сайте ЕФРСБ соответствующего сообщения о признании сделки должника недействительной в период со 02.02.2021 по 04.02.2021, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку основан на ошибочном толковании положений Закона о банкротстве.
Пунктом 2 протокола об административном правонарушении от 04.03.2021 арбитражному управляющему в вину вменяется неисполнение надлежащим образом обязанности по составлению отчетов конкурсного управляющего: отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 10.01.2021 не соответствует Приказу N 195 в части отсутствия приложений к отчету.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Согласно пункту 2 статьи 143 Закона N 127-ФЗ в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения: о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника; о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений; о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 299 арбитражный управляющий при проведении в отношении должника конкурсного производства составляет отчеты о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства.
Согласно пункту 3 Правил в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные настоящими Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Пунктом 4 Правил подготовки отчетов установлено, что отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 299 отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения (пункт 11 Правил N 299).
К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
В нарушение пунктов 10, 11 Правил N 299 отчет конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 10.01.2021, представленный Федосеевой Л.В., не содержит перечня приложенных к нему документов.
Приказом N 195 утверждена типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства.
Типовая форма отчета конкурсного управляющего содержит раздел "Приложение", согласно которому к отчетам в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие сведения, указанные в отчетах.
Вместе с тем, к представленному отчету конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства от 10.01.2021 не были приложены следующие документы, утвержденные Приложением N 4 Приказа N 195: копия реестра требований кредиторов на дату составления с указанием размера погашенных и непогашенных требований кредиторов; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов; документы, подтверждающие продажу имущества должника (договоры купли-продажи, иные документы); иные документы.
Суды правомерно отметили, что отсутствие в отчете раздела "Приложение", а значит и перечня документов, подтверждающих сведения, отраженные в отчете, приводит к невозможности установления достоверности информации, содержащейся в отчете.
Аргумент Федосеевой Л.В. о том, что в силу пункта 1 статьи 143 Закона о банкротстве обязанность по предоставлению отчета о своей деятельности в период с 24.12.2020 по 24.03.2021 у нее не возникла, был отклонен апелляционным судом в силу следующего.
Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих, поэтому исполнение обязанностей конкурсного управляющего по соблюдению норм статьи 143 Закона о банкротстве в части проведения собрания кредиторов и представления отчета о деятельности конкурсного управляющего должно осуществляться вне зависимости от периодичности смены конкретных кандидатур конкурсных управляющих. Несвоевременное проведение собрания кредиторов может привести к необоснованному ограничению контрольных функций кредиторов, что лишит их возможности получать полную и достоверную информацию о результатах деятельности конкурсного управляющего и приведет к снижению гарантий защиты прав кредиторов в процедурах банкротства.
Следовательно, действия Федосеевой Л.В. нарушают права кредиторов, лиц участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве) должника, в части обладания информацией о документах должника, подтверждающих сведения в отчетах.
Таким образом, ответчиком нарушены требования пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, пунктов 10, 11 Правил N 299, Приказа N 195.
Доказательств невозможности соблюдения арбитражным управляющим установленных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Арбитражный суд Костромской области исследовал представленные в дело доказательства и установил, что совершенное арбитражным управляющим правонарушение не несет большой общественной опасности и не создает существенной угрозы причинения вреда охраняемым законом государственным и общественным интересам, в связи с чем суд расценил данное правонарушение как малозначительное и счел возможным освободить Федосееву Л.В. от ответственности.
Нарушений норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении суд не установил.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанных судами выводов и фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 06.08.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по делу N А31-2912/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Федосеевой Людмилы Владимировны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих, поэтому исполнение обязанностей конкурсного управляющего по соблюдению норм статьи 143 Закона о банкротстве в части проведения собрания кредиторов и представления отчета о деятельности конкурсного управляющего должно осуществляться вне зависимости от периодичности смены конкретных кандидатур конкурсных управляющих. Несвоевременное проведение собрания кредиторов может привести к необоснованному ограничению контрольных функций кредиторов, что лишит их возможности получать полную и достоверную информацию о результатах деятельности конкурсного управляющего и приведет к снижению гарантий защиты прав кредиторов в процедурах банкротства.
Следовательно, действия Федосеевой Л.В. нарушают права кредиторов, лиц участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве) должника, в части обладания информацией о документах должника, подтверждающих сведения в отчетах.
Таким образом, ответчиком нарушены требования пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, пунктов 10, 11 Правил N 299, Приказа N 195.
Доказательств невозможности соблюдения арбитражным управляющим установленных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Согласно статье 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 февраля 2022 г. N Ф01-8306/21 по делу N А31-2912/2021