Нижний Новгород |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А79-12726/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от заявителя: Вороновой А.П. (доверенность от 18.01.2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "Эко продукт местный"
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021
по делу N А79-12726/2019
по заявлению сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "Эко продукт местный" (ОГРН: 1162130055306, ИНН: 2112004529)
о признании недействительным решения (уведомления) Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (ОГРН: 1022101151071, ИНН: 2128016248) от 09.10.2019 N 5,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство финансов Чувашской Республики, Блинова Ирина Васильевна,
и установил:
сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий сбытовой кооператив "Эко продукт местный" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным решения (уведомления) Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство, уполномоченный орган) от 09.10.2019 N 5 об отказе в предоставлении субсидии по уходу за многолетними насаждениями, об обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Чувашской Республики и Блинова Ирина Васильевна.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 11.08.2021 удовлетворил заявленное Кооперативом требование.
Постановлением апелляционного суда от 23.11.2021 решение суда отменено, Кооперативу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Кооператив не согласился с постановлением апелляционного суда и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По его мнению, Кооператив представил в уполномоченный орган полный комплект документов для предоставления субсидии. В нарушение подпункта 3 пункта 2.8 Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на развитие животноводства, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.02.2017 N 44 представленные Кооперативом документы не рассмотрены уполномоченным органом в пятидневный срок и не возвращены заявителю, в связи с чем Министерство было обязано рассмотреть представленные документы и предоставить субсидию.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Остальные лица, участвующие в деле, отзывы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения спора, представителей в судебное заседание не направили.
Законность постановления апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, Кооператив 06.09.2019 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении субсидий на возмещение затрат за уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа, к которому были приложены следующие документы: заявление, справка-расчет, проект закладки сада (уход сада), копия актов о приемке выполненных работ, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, справка из налогового органа об отсутствии задолженности по налогам сборам и иным обязательным платежам в бюджетной системе Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальная смета, справка о стоимости выполненных работ, расписки о получение денежных средств, договоры от 24.04.2018 N 5, от 24.04.2019 N 6, договоры бригадного подряда от 30.04.2018, от 30.04.2019.
Должностное лицо Министерства письмом от 09.10.2019 N 5 уведомило Кооператив о том, что в представленном пакете документов обнаружены недостоверные сведения (в справках-расчетах указано 24,05 га ухода, в акте выполненных работ - 2,405 га); отсутствуют документы, свидетельствующие о фактическом несении расходов по уходу за многолетними насаждениями в сумме на стоимостную оценку трудового участия членов Кооператива и стоимости материалов.
Не согласившись с решением (уведомлением) Министерства от 09.10.2019 N 5, Кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на развитие животноводства, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 08.02.2017 N 44, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу об отсутствии со стороны Кооператива нарушения условий предоставления субсидии и признал оспариваемое решение Министерства незаконным.
Апелляционный суд руководствовался этими же нормами права, а также статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), и сделал вывод о законности оспариваемого уведомления уполномоченного органа, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики - Чувашии от 08.02.2017 N 44 были утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на поддержку отдельных подотраслей растениеводства (далее - Правила N 44).
Согласно пункту 2.3 Правил N 44 субсидии не предоставляются в случаях, если:
а) не представлена в Минсельхоз Чувашии промежуточная, годовая отчетность о финансово-экономическом состоянии по формам, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
б) на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Чувашской Республики, получатель субсидии не соответствует следующим требованиям: у получателя субсидии должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (при наличии указанной неисполненной обязанности получателем субсидии должны быть представлены платежные документы, подтверждающие выполнение данной неисполненной обязанности до обращения к специалисту Минсельхоза Чувашии по решению вопросов поддержки сельскохозяйственного производства в муниципальном районе для получения субсидии).
У получателя субсидии должны отсутствовать просроченная задолженность по возврату в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед республиканским бюджетом Чувашской Республики; получатель субсидии - юридическое лицо не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации юридического лица - получателя субсидии в форме присоединения к нему другого юридического лица, а также в форме преобразования), ликвидации, банкротства, а получатель субсидии - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; получатель субсидии не должен получать средства из республиканского бюджета Чувашской Республики на основании иных нормативных правовых актов на указанные цели.
Пунктом 2.7 Правил N 44 определено, что получатель субсидии ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют специалисту Министерства в районе, в том числе: заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам; справку-расчет на получение субсидии на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа (не менее 800 деревьев на 1 гектар), плодовыми и ягодными питомниками, хмельниками за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Чувашской Республики по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам в двух экземплярах с копиями актов выполненных работ по закладке и (или) уходу за многолетними насаждениями, проекта закладки сада (за исключением хмельников) с предъявлением их оригиналов. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных получателем субсидии, несет получатель субсидии.
На основании пункта 2.8 Правил N 44 специалист Министерства в районе регистрирует заявление в день его поступления; производит выверку копий документов с оригиналами и заверяет их. Один экземпляр справок-расчетов с копиями документов остается у специалиста Минсельхоза Чувашии в районе, второй экземпляр справок-расчетов с отметкой о принятии возвращается получателю субсидии; в течение пяти дней со дня регистрации заявления рассматривает документы, указанные в пункте 2.7 настоящих Правил.
В случае представления неполного пакета документов, обнаружения неполных или недостоверных сведений в справках-расчетах и документах, указанных в подпункте "а" пункта 2.7 настоящих Правил, и (или) представления документов, оформленных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики требований, специалист Минсельхоза Чувашии в районе не позднее следующего рабочего дня после дня окончания проверки возвращает их для устранения выявленных недостатков. Получатель субсидии после устранения выявленных недостатков вправе повторно представить документы в соответствии с настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, заявление о предоставлении субсидии представлено Кооперативом в Министерство 06.09.2019, то есть по истечении срока, установленного пунктом 2.7 Правил N 44.
Правилами N 44 не регламентирована процедура рассмотрения несвоевременно представленных получателем субсидии документов. Вместе с тем апелляционный суд правильно посчитал, что из этого не следует, что не рассмотрение несвоевременно представленных документов в текущем месяце автоматически влечет предоставление субсидии.
Представленные Кооперативом документы были рассмотрены Министерством по сроку их представления в следующем месяце (до 05.10.2019 + 5 дней).
Министерство письмом от 09.10.2019 N 5 проинформировало Кооператив о наличии недостоверных сведений (в справках-расчетах указано 24,05 га ухода, а в акте выполненных работ - 2,405 га), а также о непредставлении документов о фактическом несении расходов по уходу за многолетними насаждениями.
С учетом изложенного апелляционный суд верно отметил, что в письме Министерство указало на недостатки, требующие устранения, как такового отказа в предоставлении субсидии письмо от 09.10.2019 N 5 не содержит.
Получатель субсидии после устранения выявленных недостатков вправе повторно представить документы в соответствии с Правилами N 44.
Апелляционный суд установил, что Кооперативом на момент подачи документов 06.09.2019 не были представлены документы, свидетельствующие о фактическом несении им расходов на закладку сада и по уходу за многолетними насаждениями, тогда как по смыслу действующего законодательства компенсации затрат подлежат фактически выполненные и профинансированные работы и услуги.
Кооператив указывает, что несоответствие площадей (в справках-расчетах отражено 24,05 га ухода, а в акте выполненных работ - 2,405 га) произошло из-за того, что в акте о приемке выполненных работ отсутствует междурядная обработка деревьев. Данную работу Кооператив не включал в акт, поскольку в локальной смете по уходу за многолетними насаждениями данные работы отсутствуют.
Вместе с тем какое-либо обоснование исчисленной площади Кооперативом не представлено.
Расходно-кассовые ордера, свидетельствующие о несении Кооперативом затрат, представлены только в суд первой инстанции.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд установил, что письмо Министерства от 09.10.2019 N 5, содержащее сообщение о недостатках в представленных документах, направленное в адрес Кооператива в целях устранения выявленных нарушений, не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов Кооператива, поскольку не препятствует повторной подаче документов.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал Кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей относятся на заявителя. Излишне уплаченная по платежному поручению от 21.12.2021 N 81 государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей подлежит возврату Кооперативу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2021 по делу N А79-12726/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего сбытового кооператива "Эко продукт местный" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей отнести на сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий сбытовой кооператив "Эко продукт местный".
Возвратить сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему сбытовому кооперативу "Эко продукт местный" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.12.2021 N 81.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 февраля 2022 г. N Ф01-75/22 по делу N А79-12726/2019
Хронология рассмотрения дела:
28.02.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-75/2022
23.11.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7120/2021
11.08.2021 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-12726/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-12726/19