Нижний Новгород |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А29-5189/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью УО "Лидер" города Воркуты
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021
по делу N А29-5189/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью УО "Лидер" города Воркуты (ИНН: 1103045735, ОГРН: 1191121005118)
к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010)
о признании недействительным предписания
и установил:
общество с ограниченной ответственностью УО "Лидер" города Воркуты (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление) от 19.04.2021 N 05.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что у него отсутствует обязанность по уборке снега со спорной территории возле многоквартирного дома N 42 по улице Парковая города Воркуты. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Управление отзыв на кассационную жалобу не представило; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2020 N 2020/Л-37 Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Коми, город Воркута, улица Парковая, дом 42 (далее - МКД N 42).
В силу подпункта "а" пункта 1.2 договора управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора, за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, а именно: оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном в разделе 4.1 договора.
Состав общего имущества многоквартирного дома и его техническое состояние указаны в приложении 4 к договору (пункт 1.4 договора).
Перечень выполняемых управляющей организацией работ и оказываемых услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества на момент заключения договора приведен в приложении 8 к договору (пункт 4.1.1 договора).
Согласно приложению 4 к договору в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен МКД с кадастровым номером 11:16:1704007:83, площадью 4064 квадратных метра, включая площадь застройки 1459 квадратных метров.
В разделе 7 приложения 8 к договору определен перечень работ по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, который включает ручное подметание свежевыпавшего снега толщиной слоя до 2 см. Сгребание снега в валы или кучи (пункт 9), ручное сдвигание свежевыпавшего снега движком в кучи толщиной слоя более 2 см (пункт 11), ручную очистку территории (в том числе участков, недоступных для уборки машинами, очистка пожгидрантов, крышек люков колодцев) от уплотненного снега скребком, сгребание снега в кучи (пункт 12), ручное скалывание наледи, сгребание скола в кучи (пункт 13), ручное сметание снега со ступеней и площадок (пункт 14), механизированное подметание снега (пункт 15), погрузку и вывоз снега (пункт 16).
На основании приказа начальника Управления от 16.04.2021 N 10 в рамках осуществления муниципального жилищного контроля проведена проверка соблюдения Обществом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД с целью проверки доводов, указанных в обращении от заведующего хозяйством Мирового суда города Воркуты, о нарушении требований к содержанию общего имущества (не производится уборка снега с придомовой территории, не убран строительный мусор).
По результатам проверки составлен акт от 19.04.2021 N 10, а также Обществу выдано обязательное для исполнения предписание от 19.04.2021 N 05 об устранении нарушений требований части 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); подпунктов "б", "в" пункта 10, подпункта "г" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491); пунктов 4.2.1.4, 4.2.1.6, 3.6.1, 3.6.8 Правил, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170).
Общество не согласилось с вынесенным предписанием и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьями 36, 161, 162 ЖК РФ, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Правилами N 491, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявления. Суд исходил из отсутствия совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 65, 71 АПК РФ, статьей 20 ЖК РФ, статьей 12 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктами 66, 67 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
На основании части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией (пункт 3).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Из содержания статьи 162 ЖК РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, среди прочего состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В пункте 2 Правил N 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е").
На основании частей 1, 2, 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения.
В подпункте "г" пункта 11 Правил N 491 предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
При управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с управляющей организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования (пункты 16, 17 Правил N 491).
Согласно пункту 24 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, придомовая территория - это земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома. При этом к работам по содержанию придомовой территории в холодный период года относится, в том числе сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда.
В силу части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Состав технической документации на многоквартирный дом установлен пунктами 24 и 26 Правил N 491, а также пунктами 1.5.1, 1.5.3 Правил N 170.
В соответствии с пунктом 1.5.1 Правил N 170 в состав технической документации длительного хранения входят, в том числе, паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
На основании пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Как свидетельствуют материалы дела, оспариваемое предписание от 19.04.2021 выдано по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой выездной проверки в рамках муниципального жилищного контроля. Управление установило факт непроведения в спорный период работ уборке снежных масс, расчистке снега. Обществу, как управляющей организации в отношении МКД N 42, вменяется в вину несоблюдение требований части 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ; подпунктов "б", "в" пункта 10, подпункта "г" пункта 11 Правил N 491, пунктов 4.2.1.4, 4.2.1.6, 3.6.1, 3.6.8 Правил N 170 и возложена обязанность в срок до 06.05.2021 устранить следующие нарушения: на придомовой территории со стороны главного фасада МКД усматривается скопление снежных масс, не произведена расчистка снега от цоколя.
Кроме того, на Общество как на управляющую организацию в отношении МКД N 42 возложена обязанность по обеспечению наличия и сохранности технической документации на многоквартирный дом.
При заключении договора от 01.08.2020 Общество приняло на себя обязанность хранить и актуализировать документацию на многоквартирный дом и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом. Таким образом, при наличии оснований полагать, что границы земельного участка с кадастровым номером 11:16:1704007:83 не соответствовали сведениям, содержащимся в паспорте земельного участка, именно Общество должно было произвести актуализацию соответствующих сведений, однако этого не сделало.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, приняв во внимание, что предписанием от 19.04.2021 на Общество возложена обязанность по расчистке снега от цоколя здания, оснований полагать, что снежные массы, подлежащие расчистке, полностью выходили за границы спорного земельного участка, не имеется, учитывая, что паспортом земельного участка с кадастровым номером 11:16:1704007:83 подтверждено отнесение земельного участка со стороны главного фасада МКД N 42 в состав общего имущества дома, что свидетельствует о наличии у Общества обязанности по расчистке снега со стороны главного фасада МКД N 42, суды обоснованно признали, что Общество относится к ответственным лицам за содержание и ремонт МКД, обязано устранить нарушение, указанное в оспариваемом предписании, и произвести необходимые для этого работы.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания предписания Управления от 19.04.2021 недействительным, и правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны ранее заявлявшимся в судах доводам, которым дана соответствующая правовая оценка.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов у суда округа отсутствуют.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей относится на Общество и в связи с предоставлением отсрочки подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.09.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.11.2021 по делу N А29-5189/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью УО "Лидер" города Воркуты - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью УО "Лидер" города Воркуты в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
...
Как свидетельствуют материалы дела, оспариваемое предписание от 19.04.2021 выдано по итогам проведенной в отношении Общества внеплановой выездной проверки в рамках муниципального жилищного контроля. Управление установило факт непроведения в спорный период работ уборке снежных масс, расчистке снега. Обществу, как управляющей организации в отношении МКД N 42, вменяется в вину несоблюдение требований части 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ; подпунктов "б", "в" пункта 10, подпункта "г" пункта 11 Правил N 491, пунктов 4.2.1.4, 4.2.1.6, 3.6.1, 3.6.8 Правил N 170 и возложена обязанность в срок до 06.05.2021 устранить следующие нарушения: на придомовой территории со стороны главного фасада МКД усматривается скопление снежных масс, не произведена расчистка снега от цоколя."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 марта 2022 г. N Ф01-140/22 по делу N А29-5189/2021