Нижний Новгород |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А17-1763/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Домрачевой Н.Н.,
при участии представителя
от ответчика: Дайниченко С.Н. (доверенность от 14.10.2021 N СРБ/718-Д),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ника"
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ника"
(ИНН: 3702693062, ОГРН: 1133702004600)
к публичному акционерному обществу "Сбербанк России"
(ИНН: 7707083893, ОГРН: 1027700132195) в лице филиала - Ивановского отделения
N 8639 ПАО "Сбербанк"
о взыскании 928 583 рублей 42 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ивановской области (ИНН: 3731001044, ОГРН: 1023700547584), Министерство экономического развития Российской Федерации (ИНН: 7710349494, ОГРН: 1027700575385), Федеральная налоговая служба России (ИНН: 7707329152, ОГРН: 1047707030513), Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации (ИНН: 7706016118, ОГРН: 1027700220624), Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" (ИНН: 7750004150, ОГРН: 1077711000102),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ника" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" в лице филиала - Ивановского отделения N 8639 ПАО "Сбербанк" (далее - Банк) о взыскании 928 583 рублей 42 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ивановской области, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная налоговая служба России, Государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 30.07.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 решение суда отменено; в удовлетворении иска Общества отказано.
Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы отмечает, что сведения, размещенные на Платформе ФНС России, являются вторичными доказательствами, то есть производными от информации, в реальности предоставляемой работодателем в ПФР в виде отчетности о среднесписочной численности работников за прошедший период. В связи с этим Общество доказывало в суде соблюдение им условий кредитного договора и требований постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 первичными средствами доказывания - отчетами по форме СЗВ-М за апрель - декабрь 2020 года и письмом ОПФР по Ивановской области от 25.12.2020 N 10-08/15367. Истец требование о сохранению численности персонала выполнил в полном объеме: по состоянию на 01.06.2020 в штате Общества состояло 17 человек, которые работают в обществе до настоящего времени. Кассатор указывает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1976 в правила предоставления субсидий были внесены изменения, в результате которых срок передачи (корректировки, уточнения) отчетности был продлен до 25.12.2020. Общество в данные сроки уложилось - Пенсионный фонд подтвердил, а Банк не оспаривал и признал, что итоговые корректные сведения о штатной численности сотрудников Общество представило 24.12.2020.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Банк в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
Общество и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не явились в заседание суда округа, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Определением от 01.02.2022 рассмотрение кассационной жалобы откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 09 часов 00 минут 25.02.2022.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 04.02.2022.
Законность принятого постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество и Банк заключили кредитный договор от 16.07.2020 N 8639ET7FH2HRGQ0QQ0QZ3F в форме заявления о присоединении к общим условиям кредитования.
Лимит кредитной линии составил 1 340 360 рублей (пункт 1 договора).
Цель кредита: возобновление деятельности, за исключением выплаты дивидендов, выкупа собственных акций или долей в уставном капитале, осуществления благотворительности (пункт 2 договора).
В соответствии с договором стороны установили, что он заключен в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российскими организациями на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на возобновление деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 (далее - Правила N 696).
В соответствии с Правилами N 696 кредитный срок по договору состоит из трех периодов: базового периода, периода наблюдения, периода погашения.
Согласно пункту 3 договора стороны установили, что на базовый период договора (с даты заключения договора до 01.12.2020) и на период наблюдения по договору (с 01.12.2020 по 31.03.2021) устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншем в размере 2 процентов годовых.
Согласно договору период наблюдения начинается по окончании базового периода при соблюдении следующих условий:
- численность работников заемщика в течение периода наблюдения по договору на конец каждого отчетного месяца составляла не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- в отношении заемщика на 25.11.2020 не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - ИП не должен прекратить деятельность в качестве ИП.
По окончании базового периода либо периода наблюдения, если кредитором не принято решение о списании задолженности заемщика, наступает период погашения -продолжительность которого составляет три месяца, когда заемщик осуществляет возврат кредитору основного долга, уплату процентов и других платежей, установленных договором.
Датой полного погашения кредита является:
- в случае наступления периода погашения по договору с даты, следующей за датой окончания базового периода договора, при условии, если не осуществлялся переход в период наблюдения, - 01.03.2021;
- в случае наступления периода погашения с даты, следующей за датой окончания периода наблюдения по договору, при условии если был переход периода наблюдения, - 30.06.2021.
Также договором предусмотрено списание задолженности по договору, по возврату кредитору полученного кредита, уплате процентов и других платежей, при соблюдении следующих условий:
- в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по договору не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик - ИП не должен был прекратить деятельность в качестве ИП;
- численность работников заемщика в период наблюдения по договору по окончании каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 01.06.2020;
- средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в период наблюдения по договору, определяемая с использованием информационного сервиса ФНС, не может быть менее МРОТ;
- принято решение кредитора о списании задолженности заемщика перед кредитором по договору в порядке, установленном Правилами.
Списание задолженности заемщика по договору при соблюдении указанных условий осуществляется в размере:
- 100 процентов от сформировавшейся задолженности на дату окончания периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.03.2021, к численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, составляет не менее 0,9;
- 50 процентов от сформировавшейся задолженности на дату окончания Периода наблюдения по договору, в случае, если отношение численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.03.2021, к численности работников заемщика, определенной кредитором на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 01.06.2020, составляет не менее 0,8. Списание задолженности осуществляется не позднее 01.04.2021.
Согласно размещенным на платформе ФНС России сведениям значение численности работников общества по состоянию на 01.06.2020 составила 17 человек.
Как пояснил Банк, в связи с тем, что на платформе ФНС России отсутствовала информация о численности работников истца по итогам июля 2020 года (согласно графику на платформе ФНС отражались сведения, как 0 человек), он пришел к выводу, что сведения о сохранении истцом численности работников в количестве не менее 80 процентов от численности работников заемщика, определенной по состоянию на 01.06.2020 (17 человек), не были подтверждены, поэтому кредитный договор был переведен с 01.12.2020 на период погашения.
В период погашения Банк произвел списание денежных средств со счета ответчика в период с 28.12.2020 по 19.02.2021 в сумме 928 583 рублей 42 копеек.
В связи со списанием денежных средств Общество неоднократно обращалось к ответчику с заявлениями об урегулировании возникшей ситуации. Истец полагает, что в связи с техническим сбоем при передаче данных между ПФР, ФНС России Банк ошибочно принял решение о переводе заемщика с 01.12.2020 в период погашения, исходя из численности сотрудников истца в количестве 0 человек.
Общество25.12.2021 обратилось к Банку с досудебной претензией.
Неудовлетворение требований претензии послужило основанием для обращения Общества в суд с иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309, 310, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Правилами N 696, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении иска Общества.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого постановления.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе, связанные с предоставлением кредита.
К отношениям по кредитному договору применяются предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ правила, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора (пункт 2 статьи 819 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696 были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, которые устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - кредиты, субсидии) (пункт 1 Правил N 696).
Пунктом 2 Правил N 696 установлено, что субсидии предоставляются российским кредитным организациям, соответствующим требованиям, установленным пунктом 7 настоящих Правил (далее - получатели субсидии), по кредитным договорам (соглашениям), заключенным с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.
Субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат получателя субсидии: предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном настоящими Правилами (далее - субсидия по процентной ставке); списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены настоящими Правилами (далее - субсидия по списанию) (пункт 4 Правил N 696).
Как следует из пункта 5 Правил N 696, имеется три периода срока действия кредитного договора:
- "базовый период кредитного договора (соглашения)" - период с даты заключения кредитного договора (соглашения) до 01.12.2020, который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения;
- "период наблюдения по кредитному договору (соглашению)" - период с 01.12.2020 по 01.04.2021, который должен быть предусмотрен кредитным договором (соглашением) на дату его заключения;
- "период погашения по кредитному договору (соглашению)" - период продолжительностью три месяца.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 696, кредитный договор (соглашение) должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору (соглашению) по окончании базового периода кредитного договора (соглашения) в любом из следующих случаев:
- численность работников заемщика, за исключением заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
- численность работников заемщика, обратившегося к получателю субсидии до 25.06.2020, в течение базового периода кредитного договора (соглашения) на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25.11.2020 составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам мая 2020 года, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, либо исходя из сведений о численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, если численность работников заемщика по итогам мая 2020 года составила 80 или более процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил;
- в отношении заемщика по состоянию на 25.11.2020 введена процедура банкротства, либо деятельность заемщика приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо заемщик - индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Банк перевел кредитный договор, заключенный с Обществом, с 01.12.2020 (после окончания базового периода) на период погашения в связи с тем, что в информационном сервисе ФНС России отсутствовала информация о численности работников истца по итогам июля 2020 года.
В силу пункта 24 абзац седьмой Правил N 696 подтверждение выполнения условий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 11 и подпунктами "а", "б" и "б(1)" пункта 12, а также определение размера субсидии по списанию в соответствии с пунктом 28 настоящих Правил осуществляется получателем субсидии на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы.
Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
В пункте 1.2 дополнительного соглашения от 10.09.2020 N 1 к кредитному договору закреплено, что в рамках исполнения обязательств по договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службы (ФНС России) непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
Иного порядка определения численности работников заемщика кредитным договором и Правилами N 696 не предусмотрено.
Как верно отметил апелляционный суд, Банк не производит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы; определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России.
Каких-либо доказательств того, что информационный сервис ФНС России содержал сведения о численности работников Общества за июль 2020 года (которые являлись обязательными для Банка при определении возможности перевода заемщика на период наблюдения по договору) на конец базового периода материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд второй инстанции пришел к правильному выводу, что действия Банка по переводу кредитного договора, с 01.12.2020 (по окончании базового периода) на период погашения полностью соответствовали требованиям Правил N 696 и положениям кредитного договора.
Основания для перехода кредитного договора на период наблюдения в соответствии с пунктом 13.1 Правил N 696 также отсутствовали.
В силу пункта 13 (1) Правил N 696 кредитный договор, переведенный получателем субсидии в соответствии с пунктом 11 настоящих правил в период погашения, может быть переведен получателем субсидии в период наблюдения на основании уточненных сведений о численности работников заемщика, в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких ежемесячных отчетов, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы позднее 25.12.2020.
В соответствии с письмом Минэкономразвития от 17.07.2020 N Д13и-22474 первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Между ФНС России и ПФР на федеральном уровне было заключено соглашение об информационном взаимодействии от 30.11.2016 N ММВ-23-11/26А/АД-09-31/СОГ/79. В подпункте 1.2 пункта 1 дополнительного соглашения от 28.04.2020 N 5 указано, что ПФР представляет в ФНС России информацию, сформированную на основании сведений о застрахованных лицах (отчет по форме СЗВ-М) по следующим показателям: ИНН, КПП, ОКВЭД работодателя, отчетный период, численность застрахованных лиц, указанная в отчетности; срок предоставления информации, сформированной на основании отчета по форме СЗВ-М - 15-го числа месяца, следующего за отчетным, далее - еженедельно не позднее четверга.
Следовательно, предоставление в Пенсионный фонд Российской Федерации Обществом 24.12.2020 отчетности по форме СЗВ-М за июль 2020 года о количестве застрахованных лиц (17 человек) в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи оператора электронного документооборота ООО "Компания "Тензор" само по себе не свидетельствует о размещении указанных сведений на информационном сервисе ФНС России.
Согласно письму ФНС России от 08.02.2021 N 19-2-04/0014@ по состоянию на 25.12.2020 в информационном сервисе ФНС России сведения о численности сотрудников в отношении Общества соответствовали данным, переданным из ПФР; сведения по итогам июля 2020 года из ПФР не передавались и в информационном сервисе отсутствовали.
Как следует из письма Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 01.03.2021 N А26-02-9238891, информация направлена в Федеральную налоговую службу 28.12.2020.
Таким образом, на 25.12.2020 в отношении истца в информационной системе ФНС России отсутствовали сведения о численности работников за июль 2020 года.
Кроме того, апелляционный суд правомерно отметил, что отчеты по форме СЗВ-М о количестве застрахованных лиц должны представляться заемщиком ежемесячно (пункт 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете). Однако отчет за июль 2020 года был представлен только 24.12.2020. Согласно пункту 13.1 Правил N 696 для перевода из периода погашения в период наблюдения уточненные сведения о численности работников должны были быть размещены в информационном сервисе ФНС России не позднее 25.12.2020, а истец должен был направить отчеты по форме СЗВ-М заблаговременно.
При таких обстоятельствах, суд второй инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Банка по переводу кредитного договора, заключенного с Обществом, в период погашения полностью соответствовали требованиям Правил N 696 и положениям кредитного договора. Указанный период предполагает погашение выданного кредита, что и было произведено Банком.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении иска Общества.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела и не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 по делу N А17-1763/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Ника" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из письма Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций от 01.03.2021 N А26-02-9238891, информация направлена в Федеральную налоговую службу 28.12.2020.
Таким образом, на 25.12.2020 в отношении истца в информационной системе ФНС России отсутствовали сведения о численности работников за июль 2020 года.
Кроме того, апелляционный суд правомерно отметил, что отчеты по форме СЗВ-М о количестве застрахованных лиц должны представляться заемщиком ежемесячно (пункт 2.2 статьи 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете). Однако отчет за июль 2020 года был представлен только 24.12.2020. Согласно пункту 13.1 Правил N 696 для перевода из периода погашения в период наблюдения уточненные сведения о численности работников должны были быть размещены в информационном сервисе ФНС России не позднее 25.12.2020, а истец должен был направить отчеты по форме СЗВ-М заблаговременно."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 марта 2022 г. N Ф01-8189/21 по делу N А17-1763/2021