Нижний Новгород |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А29-9327/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 09.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
некоммерческой организации Республики Коми
"Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021
по делу N А29-9327/2019
по иску некоммерческой организации Республики Коми
"Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
(ИНН: 1101991230, ОГРН: 1141100000018)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута"
в лице Управления городского хозяйства и благоустройства
администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010),
администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716),
Комитету по управлению муниципальным имуществом
администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
(ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214)
о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (правопреемник - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми), Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми,
и установил:
некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация), Управления городского хозяйства и благоустройства Администрации (далее - Управление) и Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации (далее - Комитет) о взыскании 17 430 037 рублей 64 копеек задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, образовавшейся с января по март 2019 года.
Исковое требование основано на статьях 8 и 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьях 158, 169 и 171 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в городе Воркуте в отношении пустующих жилых и нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (правопреемник - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми), Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Руководствуясь статьями 210, 235, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 36, 37, 39, 154, 158 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями и разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление N 50), Арбитражный суд Республики Коми решением от 18.05.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021, частично удовлетворил заявленное требование, взыскав с Комитета в пользу Фонда 5 809 770 рублей 56 копеек долга; отказал в удовлетворении остальной части иска.
Не согласившись с названными судебными актами в части отказа в иске, Фонд обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросил отменить вынесенные решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятых судебных актов, податель жалобы настаивает на применении в спорный период тарифа на взносы за капитальный ремонт в размере 8,85 рубля за один квадратный метр, установленного постановлением Правительства Республики Коми от 27.11.2018 N 508 (далее - Постановление N 508); названное постановление признано недействующим решением Верховного суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 и считается таковым со дня вступления в законную силу решения суда - с 20.09.2019.
Определением от 01.02.2022 в связи с изданием Приказа Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.01.2022 N 02-08 "Об организации работы Арбитражного суда Волго-Вятского округа с 31 января 2022 по 05 февраля 2022 года", дата и время судебного разбирательства перенесена на 13 часов 30 минут 01.03.2022.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда в обжалованной части, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, в соответствии с постановлениями Администрации от 21.10.2014 N 1858 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Воркута" и от 14.03.2016 N 447 "О внесении изменения в постановление администрации МО ГО "Воркута" от 21.10.2014 N 1858 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городского округа "Воркута" Администрация приняла решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении указанного многоквартирного дома на счете регионального оператора.
На основании постановления Правительства Республики Коми от 04.10.2013 N 380 "О создании некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" региональным оператором на территории Республики Коми является Фонд.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.06.2018 полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального фонда переданы Комитету, который с 07.06.2018 является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального фонда и выступает как представитель публично-правового образования
Наличие задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по объектам недвижимости, находящимся в муниципальной собственности, послужило основанием для обращения Фонда с соответствующим иском в суд.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Предметом кассационного обжалования является несогласие заявителя в части применения судами при взыскании с ответчика долга по оплате взносов на капитальный ремонт, образовавшегося с января по март 2019 года, в размере 2,95 рубля за один квадратный метр; Фонд полагает, что размер минимального взноса на капитальный ремонт в спорный период должен составлять 8,85 рубля за один квадратный метр. В этой связи на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов проверяется только в данной части.
В части 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Суды установили, что решением Верховного Суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 Постановление N 508 признано недействующим со дня вступления в законную силу данного судебного акта. Решение Верховного Суда Республики Коми вступило в законную силу 20.09.2019.
Согласно правовой позиции, сформированной в пункте 38 Постановления N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2 и 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10).
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
Таким образом, Постановление N 508 с момента вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 является недействующим и не должно применяться при расчете задолженности независимо от периода ее возникновения.
Иной подход приводил бы к нарушению прав неопределенного круга лиц и возложению на собственников обязанности по внесению платы за капитальный ремонт исходя из незаконно установленных завышенных тарифов.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно определили размер долга ответчика по взносам на капитальный ремонт общедомового имущества с января по март 2019 года исходя из тарифа 2,95 рубля за один квадратный метр в месяц согласно постановлению Правительства Республики Коми от 02.10.2017 N 519 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми на 2018 - 2020 годы", в связи с чем частично удовлетворили заявленное требование истца, взыскав с Комитета долг по оплате взносов на капитальный ремонт общедомового имущества в размере 5 809 770 рулей 56 копеек.
Оснований для иного вывода у суда округа исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном понимании действующего законодательства и не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права и не свидетельствует о наличии в принятых решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу N А29-9327/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10).
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 марта 2022 г. N Ф01-7558/21 по делу N А29-9327/2019