г. Киров |
|
03 сентября 2021 г. |
Дело N А29-9327/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Мотовиловой К.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 по делу N А29-9327/2019
по иску некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН: 1101991230, ОГРН: 1141100000018)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103043696, ОГРН: 1091103000010), Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523, ОГРН: 1021100807716), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560, ОГРН: 1131103000214)
третьи лица: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (ИНН: 1101160250, ОГРН: 1181101000190) (правопреемник - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (ИНН: 1101160228, ОГРН: 1181101000134), Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) (ИНН: 1101056523, ОГРН: 1161101050439), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (ИНН: 1101160228, ОГРН: 1181101000134),
о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - истец, заявитель жалобы, Фонд) обратилась с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация), Управления городского хозяйства и благоустройства Администрации (далее - Управление), Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации (далее - Комитет) о взыскании 17 430 037,64 руб. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с января по март 2019 года.
Исковые требования основаны на статьях 8, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьях 158, 169, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в городе Воркуте в отношении пустующих жилых и нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (правопреемник - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми), Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 иск удовлетворен частично; с Комитета в пользу Фонда взыскано 5 809 770,56 руб. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, в спорный период взносы на капитальный ремонт общедомового имущества должны рассчитываться исходя из тарифа 8,85 руб. за кв.м, установленного постановлением Правительства Республики Коми от 27.11.2018 N 508, поскольку решением Верховного суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 названное постановление признано недействующим только со дня вступления решения суда в законную силу - с 20.09.2019. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает доводы заявителя.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.08.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.08.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Определением апелляционного суда от 30.08.2020 в соответствии со статьей 18 АПК РФ произведена замена судьи Хоровой Т.В. на судью Щелокаеву Т.А.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал свои доводы и возражения.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся материалам.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, наличие задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт по объектам недвижимости, находящимся в муниципальной собственности, послужило основанием для обращения Фонда с соответствующим иском в суд.
Арбитражный суд Республики Коми, руководствуясь статьями 210, 235, 309, 310 ГК РФ, статьями 14, 36, 37, 39, 154, 158, 169 ЖК РФ, статьями 9, 64, 65, 69, 70 АПК РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Постановлениями Правительства Республики Коми от 30.12.2013 N 575, от 02.10.2017 N 519, от 27.11.2018 N 508, Постановлением Пленума ВС РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", решением Верховного суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3А-205/2019, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Фонда в части взыскания 5 809 770,56 руб.
Второй арбитражный апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьями 36 и 37 ЖК РФ определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
На основании статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несёт собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В части 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме входит плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Республики Коми от 02.10.2017 N 519 (в первоначальной редакции) взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в городе Воркуте утвержден в размере 2,95 руб./кв.м.
Постановлением Правительства Республики Коми от 27.11.2018 N 508 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 2 октября 2017 N 519 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми, на 2018-2020 годы" тарифы увеличены втрое с 2019 года - до 8,85 руб. на 1 кв.м. для города Воркуты.
Пустующие помещения, в отношении которых Фонд заявил о взыскании долга по взносам на капитальный ремонт, являются муниципальной собственностью, поэтому бремя их содержания несёт муниципальное образование, которое и обязано в данном случае уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
По расчету Фонда задолженность муниципального образования за период с января по март 2019 года составила 17 430 037,64 руб., исчисленная по ставке 8,85 руб. на 1 кв.м.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 постановление Правительства Республики Коми от 27.11.2018 N 508 признано недействующим со дня вступления в законную силу данного судебного акта (20.09.2019).
Фонд считает, что суд неправомерно отказал во взыскании части долга и настаивает на взыскании взносов на капитальный ремонт в полном объеме, для чего следует применить тариф за январь-март 2019 года в размере 8,85 руб./кв.м., действовавший до 20.09.2019.
Данный подход основан на разъяснениях, изложенных в абзаце 7 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому указанные в мотивировочной части вступившего в законную силу решения суда обстоятельства, свидетельствующие о законности или незаконности оспоренного акта (например, дата, с которой оспоренный акт вступил в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, отсутствие у органа государственной власти компетенции по принятию оспоренного акта), имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел, в том числе касающихся периода, предшествующего дню признания оспоренного акта недействующим (часть 2 статьи 64 КАС РФ, части 2, 3 статьи 69 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанные доводы заявителя жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Решением суда общей юрисдикции от 19.08.2019 по делу N 3а-205/2019 постановление Правительства РК от 27.11.2018 N 508 признано недействующим, поскольку устанавливает новый размер взноса на капитальный ремонт, а не индексирует ранее утвержденный.
Как верно установлено судом первой инстанции, названное постановление признано недействующим со дня вступления в законную силу данного судебного акта, то есть с 20.09.2019.
Исходя из правового подхода, изложенного в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного акта, которым установлена регулируемая цена", признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
Признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6171/10).
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ). Данная норма дает кредитору право требовать исполнения договора по установленной в указанном порядке цене, но только в том случае, если соответствующий правовой акт о ее установлении не признан судом противоречащим закону. Иное истолкование этой нормы означало бы, что кредитор вправе получать незаконно установленную цену.
С учетом приведенных положений действующего законодательства и разъяснений высших судебных инстанций применение к спорному периоду нормативного правового акта, не соответствующего федеральному закону, недопустимо.
Иной подход приводил бы к нарушению прав неопределенного круга лиц и возложению на собственников обязанности по внесению платы за капитальный ремонт исходя из незаконно завышенных тарифов.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 9330/09, обращение истца с иском о взыскании долга, исчисленного на основании нормативного акта, признанного незаконным решением суда по другому делу, представляет собой злоупотребление правом, что не допускается статьей 10 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно исчислил размер долга Комитета по взносам на капитальный ремонт за период с января по март 2019 года по тарифу 2,95 руб. в месяц за 1 кв.м. согласно постановлению Правительства Республики Коми от 02.10.2017 N 519 и, соответственно, удовлетворил требование Фонда частично, взыскав сумму задолженности в размере 5 809 770,56 руб.
Доводы заявителя жалобы признаются апелляционным судом несостоятельными в полном объеме и подлежат отклонению.
Выводы суда первой инстанции основаны на применении норм действующего законодательства и соответствуют правоприменительной практике по данной категории споров.
Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.05.2021 по делу N А29-9327/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу некоммерческой организации Республики Коми "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.А.Щелокаева |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-9327/2019
Истец: Некоммерческая Организация Республики Коми "Региональный Фонд Капитального Ремонта Многоквартирных Домов"
Ответчик: АМО ГО Воркута, КУМИ АМО ГО Воркута, Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МОГО "Воркута"
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, Служба Республики Коми Строительного, Жилищного и Технического Надзора (Контроля)