г. Нижний Новгород |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А43-40519/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего судьи Трубниковой Е.Ю.,
судей Ионычевой С.В., Чиха А.Н.,
при участии представителей от публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород": Семенова К.А. по доверенности от 10.02.2022 N 41, Сумеркиной Н.А. по доверенности от 15.12.2021 N 412, от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый формат": Ануфриевой Н.В. по доверенности от 15.01.2021
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.08.2021 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 по делу N А43-40519/2020
по иску публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (ИНН: 5200000102, ОГРН: 1025203724171)
к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый формат" (ИНН: 5260125265, ОГРН: 1035205416641),
о расторжении договора
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый формат"
к публичному акционерному обществу "Газпром газораспределение Нижний Новгород"
о обязании исполнить обязательства по договору,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация города Нижнего Новгорода, муниципальное казенное учреждение "Нижегородское городское лесничество",
и установил:
публичное акционерного общество "Газпром газораспределение Нижний Новгород" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Новый формат" (далее - Компания) о расторжении договора от 06.11.2018 N Н-5-1110 о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Нижний Новгород, Лесничество Зеленый город, квартал 12, база отдыха "Лесная поляна, к сети газораспределения, а также об удержании с Компании аванса в размере 49 509 рублей 21 копейки.
Компания обратилась в арбитражный суд со встречным требованием к Обществу об обязании исполнить обязательства по договору от 06.11.2018 N Н-5-1110 о подключении объекта капитального строительства к сети газораспределения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 06.08.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021, отказал в удовлетворении первоначального иска и удовлетворил встречное требование.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, Регламент Нижегородского городского лесничества, утвержденный постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 30.08.2019 N 2981, пункт 5 части 2 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации, пункты 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 130, пункт 1 статьи 8.1 и статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3.1.32 ГОСТ 32569-2013, оспаривает выводы судов, основанные, в том числе, на заключении специалиста Центра строительно-технической экспертизы ННГАСУ от 20.02.2021, о том, что проектируемый газопровод относится к линейным объектам и не является капитальным объектом. По мнению заявителя, проектируемый газопровод является самостоятельным объектом недвижимого имущества, подлежащим государственной регистрации в ЕГРН.
Общество настаивает на том, что строительство проектируемого газопровода на территории памятника природы "Зеленый город", входящего в состав городских лесов, запрещено нормами действующего законодательства. Кроме того, департамент градостроительного развития и архитектуры Нижнего Новгорода принял решение об отказе Обществу в размещении объекта (письмо от 09.12.2021). Таким образом, выполнение мероприятий по подключению объекта капитального строительства к сети газораспределения невозможно, а решение суда первой инстанции является неисполнимым.
Подробно доводы приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями Общества в заседании суда кассационной инстанции.
Компания в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в заседании суда кассационной инстанции отклонили доводы заявителя жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Компания (заявитель) и Общество (исполнитель) заключили договор от 21.11.2018 N Н-5-1110 о подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Нижний Новгород, поселок Зеленый город, Лесничество, квартал 12, база отдыха "Лесная поляна".
В соответствии с пунктом 5 договора исполнитель обязуется:
- разработать проектную документацию на создание (реконструкцию) сети газораспределения до точки (точек) подключения (технологического присоединения) на границе земельного участка заявителя и получить на нее положительное заключение экспертизы (при необходимости создания сети газораспределения) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- направить заявителю в течение пяти рабочих дней после получения положительного заключение экспертизы на проектную документацию информацию о расположения точки подключения (при необходимости создания сети газораспределения);
- осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее срока, предусмотренного в пункте 3 договора;
- проверить выполнение заявителем технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объекту капитального строительства в срок не позднее чем за 14 дней до дня подключения к сетям газораспределения и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
- осуществить действия по подключению не позднее установленного настоящим договором дня подключения, но не ранее подписания акта о готовности сетей;
- направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению не позднее десяти дней со дня поступления запроса;
- согласовать в письменной форме с собственником земельного участка строительство сетей газораспределения на земельных участках, находящихся в собственности третьих лиц;
- направить заявителю в течение трех рабочих дней со дня осуществления действий по подключению акт о подключении (технологическом присоединении).
Обязанности заявителя установлены в пункте 7 договора.
В пункте 10 дополнительного соглашения от 20.12.2018 к договору стороны согласовали размер и порядок внесения платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 3 договора срок выполнения мероприятий по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения составляет не более 1,5 лет, начиная со дня, следующего за днем поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении, то есть до 21.05.2020.
В установленный срок мероприятия по технологическому присоединению (подключению) объекта Компании к сети газораспределения не исполнены.
Общество в подтверждение принятия всех необходимых мер для исполнения договора сослалось на то, что 06.12.2018 направило подрядчику исходные данные для выполнения проектно-изыскательских работ по объекту капитального строительства.
В целях подключения объекта Общество и общество "АрДи Девелопмент" (далее - общество "АрДи Девелопмент") заключили договор на выполнение проектных и изыскательских работ от 26.12.2018 N Н12633/СП-2.
Согласно письму, поступившему Обществу 21.06.2019, от акционерного общества "Гипрониигаз", точка подключения, трасса проектируемого газопровода по объекту подключения, а также сам объект располагаются на территории зоны природоохранного значения памятника природы регионального значения "Зеленый город".
В последующем общество "АрДи Девелопмент" сообщило о приостановлении работ по объекту в связи с нахождением точки подключения, трассы проектируемого газопровода по объекту подключения и самого объекта на территории зоны природоохранного значения памятника природы регионального значения "Зеленый город"
Из письма администрации города Нижнего Новгорода от 02.10.2020 N 602 следует, что на территории квартала N 12 участкового лесничества Зеленый город МКУ "Нижегородлес" располагаются городские леса, при этом в городских лесах запрещается строительство и эксплуатация объектов капитального строительства.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления Компании соглашения о расторжении договора о подключении, которое последней не подписано, и последующего обращения Общества в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции принял постановление на основании следующего.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен в Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1314 под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
Исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (пункт 2 Правил N 1314).
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил N 1314).
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60 Правил N 1314).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон) (пункт 62 Правил N 1314).
В пункте 88 Правил N 1314 предусмотрено, что мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению (технологическому присоединению) до границы земельного участка осуществляются исполнителем.
Согласно пункту 85 Правил N 1314 срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать (с учетом положений пункта 85 (3) настоящих Правил): 8 месяцев - для заявителей первой категории; 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон; 2 года - для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Договор о подключении должен содержать, в том числе существенное условие о сроке осуществления мероприятий по подключению (подпункт "а" пункта 83 Правил N 1314).
В силу подпункта "а" пункта 98 Правил N 1314 исполнитель обязан осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения.
Суды установили и стороны не оспаривают, что на момент рассмотрения спора, срок для осуществления мероприятий по технологическому присоединению истек, техническое присоединение объекта капитального строительства к сети газораспределения Общество не выполнило.
В силу статьи 407 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Согласно статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В пункте 2 названной статьи указано, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Позиция Общества относительно отсутствия у него объективной возможности соблюдения требований действующего законодательства в связи с запретом на строительство линейных объектов на территориях, относящихся к территориям городских лесов, являлась предметом оценки судов, которые приняли во внимание следующее.
Из материалов настоящего дела и вступивших в законную силу судебных актов по делу N А43-42053/2020 о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 25.11.2020 N 052/04/9.21-1547/2020 о прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения в отношении Общества, следует, что Общество в целях исполнения договора не предприняло всех зависящих от него мер по выполнению требований действующего законодательства.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 N 191-р утверждены площадь, граница и паспорт памятника природы регионального значения "Зеленый город", и предусмотрено, что на всей территории памятника природы разрешается строительство коммуникаций на территории квартальных и иных просек и в полосах отвода существующих дорог, отмеченных на схемах территории памятника природы в соответствии с природной документацией, получившей положительное значение государственной экологической экспертизы.
В силу пункта 3 части 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 30.08.2019 N 2981 утвержден лесохозяйственный регламент Нижегородского городского лесничества (далее - Регламент), в пункте 3.2 которого установлено, что участковое лесничество "Зеленый город" является памятником природы регионального значения.
Статьей 119 Лесного кодекса Российской Федерации установлен правовой режим особо защитных участков. На особо защитных участках лесов запрещается: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (пункт 3.2 Регламента).
Линейные объекты представляют собой линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 4.4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно.
Согласно проектной документации проектируемый газопровод Общества имеет максимальное фактическое (расчетное) давление в точке подключения, равное 0,4 МПа.
Таким образом, в рассматриваемом случае проектируемый газопровод относится к линейным объектам, выдача разрешения на строительство которого не требуется.
В письме от 24.12.2019 N 319-403603/19 Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области проинформировало, что режим пользования спорной природной территорией установлен распоряжением Правительства Нижегородской области от 23.03.2006 N 191-р "Об утверждении площади, границ и паспорта памятника природы регионального значения "Зеленый город", в соответствии с которым строительство коммуникаций на территории квартальных и иных просек и в полосах отвода существующих дорог в соответствии с проектной документацией разрешается в случае получения заключения государственной экологической экспертизы.
То есть строительство проектируемого для Общества газопровода возможно в случае получения заключения государственной экологической экспертизы.
При таких обстоятельствах суды первой и второй инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии доказательств того, что Обществом приняты все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо доказательств невозможности принятия этих мер в связи с чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами.
Из материалов дела не следует, что уполномоченные органы отказали Обществу в согласовании строительства линейного объекта на рассматриваемой территории.
Из представленного в материалы дела заключения специалистов по определению статуса спорного объекта газопровода от 20.02.2021 следует вывод об отсутствии прочной физической связи исследуемого объекта с землей, что указывает на некапитальный характер сооружения.
Кроме того, суды отметили, что из письма МКУ "Нижегородское городское лесничество" администрации Нижнего Новгорода от 18.05.2021 N 372 по вопросу рассмотрения и согласования прохождения трассы газопровода давлением 0,4 МПА, длиной 78 метров по адресу: Нижний Новгород, поселок Зеленый город, Лесничество, квартал 12, база отдыха "Лесная поляна", следует, что при использовании городских лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов проведение вырубки деревьев, кустарников, лиан не предусмотрено. В связи с отсутствием лесных насаждений прохождение проектируемого объекта газоснабжения по территории выдела 25 квартала 12 участкового лесничества Зеленый город Нижегородского городского лесничества не противоречит Правилам использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. При отсутствии альтернативного варианта земель, на которых не расположены лесные насаждения, прохождение проектируемого объекта газоснабжения по территории выдела 30 квартала 12 участкового лесничества Зеленый город Нижегородского городского лесничества возможно лишь при условии проектирования трассы линейного объекта без вырубки деревьев, кустарников, лиан.
Определением от 26.05.2021 суд первой инстанции обязал участников процесса выйти на спорный объект, составить акт о возможности прохождения трассы газопровода давлением 0,4 МПА, длиной 78 метров по адресу: Нижний Новгород, поселок Зеленый город, Лесничество, квартал 12, база отдыха "Лесная поляна", с учетом требований МКУ "Нижегородское городское лесничество" администрации Нижнего Новгорода, изложенных в письме от 18.05.2021 N 372.
По результатам проведенного обследования территории (земельного участка), составлен акт от 09.06.2021, подписанный представителями Общества, Компании, МКУ Администрации "Нижегородское городское лесничество", в котором зафиксировано, что на территории выдела 30 квартала 12 лесничества Зеленый город Нижегородского городского лесничества имеется прямая неэксплуатируемая лесохозяйственная дорога от точки подключения к существующему газопроводу до границы земельного участка, расположенного по адресу: Нижний Новгород, поселок Зеленый город, Лесничество, квартал 12, база отдыха "Лесная поляна", ширина которой составляет более 6 погонных метров 20 сантиметров. Комиссией сделан вывод о наличии возможности прохождения трассы газопровода давлением 0,4 МПА длиной 80,3 метра с учетом требований МКУ "Нижегородское городское лесничество" Администрации Нижнего Новгорода, изложенных в письме от 18.05.2021 N 372 (возможно проектирование и прохождение (прокладка) трассы линейного объекта без вырубки деревьев, кустарников, лиан).
Третьи лица также представили позицию по делу, в соответствии с которой в данном случае каких-либо препятствий для неисполнения Обществом своих обязательств по договору о подключении к сетям газораспределения спорного объекта не имеется.
При этом администрация города Нижнего Новгорода указала, что Общество не обращалось с заявкой на разрешение размещения спорного объекта в соответствии с Порядком принятия решения о размещении объектов на землях или земельных участках, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, находящихся в государственной собственности до разграничения или в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением администрации Нижнего Новгорода от 15.05.2020 N 1503.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды правомерно указали на недоказанность Обществом отсутствия технической возможности присоединения спорного объекта к сетям газораспределения, как и отсутствия доказательств отказа уполномоченных органов Обществу в согласовании строительства линейного объекта на рассматриваемой территории.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу, что невозможность исполнения договора в соответствии со статьей 416 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Обществом не доказана. Оснований для расторжения договора не имеется, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении первоначального требования и удовлетворили встречные требования Компании об обязании Общества исполнить обязательства по договору от 06.11.2018 N Н-5-1110 о подключении объекта капитального строительства в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда кассационной инстанции не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.08.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2021 по делу N А43-40519/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Газпром газораспределение Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
С.В. Ионычева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 119 Лесного кодекса Российской Федерации установлен правовой режим особо защитных участков. На особо защитных участках лесов запрещается: проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений (пункт 3.2 Регламента).
Линейные объекты представляют собой линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 4.4 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 марта 2022 г. N Ф01-167/22 по делу N А43-40519/2020