Нижний Новгород |
|
23 марта 2022 г. |
Дело N А43-19563/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.03.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Домрачевой Н.Н., Забурдаевой И.Л.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021
по делу N А43-19563/2021
по заявлению акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк"
(ИНН: 7725114488, ОГРН: 1027700342890)
о признании незаконными предписаний муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Дзержинска" от 21.05.2021 N 79, 80, 81
и установил:
акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными предписаний о демонтаже информационных конструкций от 21.05.2021 N 79, 80, 81, вынесенных муниципальным казенным учреждением "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Дзержинска" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает, что спорные конструкции согласованы письмом от 17.07.2015 N 4297; на момент составления актов обследования от 05.05.2021 N 72, 73, 74 у Учреждения отсутствовала информация о несоответствии информационных конструкций Общества требованиям, установленным нормативными актами города Дзержинска. По мнению Общества, в рассматриваемом случае требования Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа город Дзержинск, утвержденных постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 04.07.2019 N 2493 (далее - Правила N 2493) не подлежат применению. Кроме того, спорные предписания вынесены Учреждением с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве возразило против доводов Общества, сославшись на законность обжалованных судебных актов.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 45 минут 21.03.2022.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Учреждение 05.05.2021 в результате ежедневного мониторинга состояния чистоты, порядка и благоустройства, внешнего вида территории городского округа города Дзержинска по адресу: город Дзержинск, проспект Ленина, дом 59 выявило факт установки и эксплуатации информационных конструкций без предусмотренного согласования с Департаментом градостроительной деятельности, строительства и охраны объектов культурного наследия, а также не соответствующие требованиям установленным пунктом 6.1 Правил N 2493, Правилам благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, утвержденным решением городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 27.06.2013 N 586 (далее - Правила N 586), а именно: информационные конструкции: 0,8 м *7,0 м с надписью и логотипом "Россельхозбанк"; 0,8 м *0,8 м с логотипом "Россельхозбанк"; 0,8 м *0,8 м с надписью "Банкомат 24".
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах обследования информационной конструкции от 05.05.2021 N 72, 73, 74.
В связи с выявленным нарушением Учреждение выдало Обществу предписания от 21.05.2021 N 79, 80, 81 о демонтаже выявленных информационных конструкций в течение 10 дней с даты получения предписания.
Названные предписания получены Обществом 07.06.2021.
Общество не согласилось с выданными предписаниями и обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Правилами N 2493, Правилами N 586, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых предписаний требованиям действующего законодательства и отсутствии нарушенных прав и законных интересов Общества вследствие их вынесения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу исходя из приведенных в ней доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 16, пункту 1.1 статьи 17, пункту 1 статьи 45.1, подпункту 2 пункта 2 статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с Законом N 131-ФЗ и Уставом городского округа город Дзержинск решением городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 27.06.2013 N 586 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск (далее - Правила N 586)
В силу статьи 16 Правил N 586, размещение информационных конструкций осуществляется в соответствии с Правилами размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа город Дзержинск, устанавливаемыми правовым актом администрации города.
Во исполнение Правил N 586 постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 04.07.2019 N 2493 утверждены Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа город Дзержинск (далее - Правила N 2493), которые разработаны в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки города, осуществления контроля за сохранением историко-градостроительной среды и упорядочения размещения информационных конструкций.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 2493 информационная конструкция - элемент благоустройства, техническое средство размещения информации установленного типа и вида, содержащее информационно-справочные сведения, используемые в целях ориентирования и информирования населения города, исключающее сведения рекламного характера.
Размещение информационных конструкций, допускается при условии получения в Департаменте градостроительной деятельности, строительства и охраны объектов культурного наследия администрации города Дзержинска согласования на размещение информационных конструкций (пункт 6.1 Правил N 2493).
В пункте 2 постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 04.07.2019 N 2493 установлено, что информационные конструкции, размещенные на день вступления в силу указанного постановления, в том числе ранее согласованные, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными настоящим постановлением.
В соответствии с пунктом 2 постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 14.10.2019 N 3784 "О внесении изменений в постановление администрации города Дзержинска от 04.07.2019 N 2493" владельцам информационных конструкций, размещенных до дня вступления в силу Правил, необходимо привести их в соответствие с установленными требованиями в следующие сроки: 2.1 в течение двух месяцев с момента вступления в силу настоящего постановления - информационные фасадные конструкции, размещенные на зданиях, строениях, сооружениях, расположенных в границах исторического поселения города Дзержинска, которые определены постановлением Правительства Нижегородской области от 17.06.2017 N 361 "О включении города Дзержинска в перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Нижегородской области, утверждении предмета охраны, границы территории данного исторического поселения, требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах"; 2.2 в течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего постановления - информационные фасадные конструкции, крышные конструкции, размещенные на зданиях, строениях, сооружениях, а также указатели, информационные конструкции в виде отдельно стоящих конструкций.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.06.2016 N 361 "О включении города Дзержинска в Перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Нижегородской области, утверждении предмета охраны, границы территории данного исторического поселения, требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах" установлено, что здание, по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, проспект Ленина, дом 59, расположено в границах исторического поселения города Дзержинска, таким образом, срок для приведения информационных конструкций в соответствие с требованиями Правил N 2493 составляет 2 месяца.
Согласно пункту 7.1 Правил N 2493 выявление информационных конструкций, не соответствующих настоящим правилам, и их демонтаж производятся Учреждением.
В соответствии с пунктом 7.2 Правил N 2493, при выявлении информационной конструкции, размещенной с нарушением требований настоящих правил, Учреждение не позднее 10 календарных дней с момента выявления выдает владельцу данной конструкции предписание о демонтаже информационной конструкции.
В Уставе Учреждения, утвержденном постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 10.09.2019 N 3387, установлено, что Учреждение является муниципальной некоммерческой организацией созданной для оказания услуг, организации и выполнения работ по исполнению муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий администрации города Дзержинска в сфере благоустройства.
Целью деятельности Учреждения является наблюдение за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами действующего законодательства в сфере благоустройства и размещения рекламных и информационных конструкций, включающее в себя: визуальное обследование и мониторинг (осмотр) территории городского округа город Дзержинск на предмет выявления нарушений действующих муниципальных нормативных правовых актов, принятых в отношении наружной рекламы и информации (пункт 2.4.7 Устава); подготовка проектов предписаний о демонтаже рекламных и информационных конструкций (пункт 2.4.9 Устава); направление предписаний о демонтаже незаконно установленных и (или) эксплуатируемых информационных конструкции владельцам информационных конструкций либо собственникам или иным законным владельцам недвижимого имущества, к которому присоединены и информационные конструкции, а также контроль своевременного исполнения таких предписаний (пункт 2.4.10 Устава).
Таким образом, оспариваемые предписания Учреждения выданы в пределах предоставленных ему полномочий.
Из материалов дела видно, что основанием для выдачи оспариваемых предписаний о демонтаже информационных конструкций является выявление факта эксплуатации Обществом данных конструкций без соответствующего разрешения.
Довод заявителя жалобы о согласовании размещения информационных конструкций письмом 17.07.2015 N 4297, а также о том, что требования Правил N 2493 не подлежат применению в рассматриваемом случае, был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен, поскольку не свидетельствует о выполнении императивного требования пункта 2 постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 04.07.2019 N 2493 о приведении в соответствие с требованиями, установленными настоящим постановлением ранее согласованных информационных конструкций.
Кроме того, согласно письму администрации города Дзержинска Нижегородской области от 19.05.2021 N Сл-150-306455/21 в реестре информационных конструкций содержится информация о согласовании информационной конструкции на фасаде по адресу: город Дзержинск, проспект Ленина, дом 59, в виде объемных световых букв с эскизным изображением "ВТБ банк".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Учреждения оснований для выдачи Обществу предписаний от 21.05.2021 о демонтаже информационных конструкций N 79, 80, 81.
Довод Общества о нарушении положений Федерального закона N 294-ФЗ подлежит отклонению, поскольку проверка в отношении заявителя по смыслу положений Федерального закона N 294-ФЗ не проводилась и, соответственно, в данном случае положения данного закона не применимы.
В рассматриваемом случае при проведении ежедневного мониторинга Учреждение не осуществляло муниципальный контроль в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ, а осуществляло мероприятия в области мониторинга состояния благоустройства городского округа город Дзержинск в форме визуального обследования и мониторинга (осмотра) территории городского округа город Дзержинск на предмет выявления нарушений действующих федеральных законов и иных нормативных актов Нижегородской области, муниципальных нормативных правовых актов, принятых в отношении наружной рекламы и информации (п. 2.4.7 Устава), в том числе Правилами N 2493.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу, что оспариваемые предписания вынесены Учреждением при наличии законных оснований, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 по делу N А43-19563/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 16 Правил N 586, размещение информационных конструкций осуществляется в соответствии с Правилами размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа город Дзержинск, устанавливаемыми правовым актом администрации города.
...
Довод Общества о нарушении положений Федерального закона N 294-ФЗ подлежит отклонению, поскольку проверка в отношении заявителя по смыслу положений Федерального закона N 294-ФЗ не проводилась и, соответственно, в данном случае положения данного закона не применимы.
В рассматриваемом случае при проведении ежедневного мониторинга Учреждение не осуществляло муниципальный контроль в порядке, установленном Федеральным законом N 294-ФЗ, а осуществляло мероприятия в области мониторинга состояния благоустройства городского округа город Дзержинск в форме визуального обследования и мониторинга (осмотра) территории городского округа город Дзержинск на предмет выявления нарушений действующих федеральных законов и иных нормативных актов Нижегородской области, муниципальных нормативных правовых актов, принятых в отношении наружной рекламы и информации (п. 2.4.7 Устава), в том числе Правилами N 2493."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 марта 2022 г. N Ф01-404/22 по делу N А43-19563/2021