г. Владимир |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А43-19563/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "16" ноября 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09 сентября 2021 года по делу N А43-19563/2021, принятое по заявлению акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" (ОГРН 1027700342890, ИНН 7725114488) о признании незаконными предписаний Муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция по благоустройству г. Дзержинска" от 21.05.2021: N79 о демонтаже информационной конструкции 0,8-м*7,0-м с надписью и логотипом "Россельхозбанк", N80 о демонтаже информационной консольной конструкции 0,8-м*0,8-м с логотипом "Россельхозбанк", N81 о демонтаже информационной консольной конструкции 0,8-м*0,8-м с надписью "Банкомат 24"
при участии:
от заявителя - Кирюхова Д.Д. по доверенности от 05.04.2021 сроком действия до 26.06.2023, представлена копия диплома о высшем юридическом образовании от 27.06.2018 N 105204 0024096 (л.д. 92,93);
от ответчика - не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось акционерное общество "Российский сельскохозяйственный банк" (далее - заявитель, АО "Россельхозбанк") с заявлением о признании недействительными предписаний о демонтаже информационных конструкций N 79, N 80, N 81 от 21.05.2021, вынесенных Муниципальным казенным учреждением "Административно-техническая инспекция по благоустройству г. Дзержинска" (далее - ответчик, МКУ АТИ г.Дзержинска).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Россельхозбанк" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.09.2021 по делу N А43-19563/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконными предписания Муниципального казенного учреждения "Административно-техническая инспекция по благоустройству г. Дзержинска" от 21.05.2021: N 79 о демонтаже информационной конструкции 0,8-м*7,0-м с надписью и логотипом "Россельхозбанк"; N 80 о демонтаже информационной консольной конструкции 0,8-м*0,8-м с логотипом "Россельхозбанк"; N 81 о демонтаже информационной консольной конструкции 0,8-м*0,8-м с надписью "Банкомат 24". Взыскать с МКУ АТИ г.Дзержинска судебные расходы по оплате государственной пошлины.
АО "Россельхозбанк" не согласно с принятым судебным актом, считает его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм права и при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, требования АО "Россельхозбанк" удовлетворить.
В судебное заседание представители ответчика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, 05.05.2021 в результате ежедневного мониторинга состояния чистоты, порядка и благоустройства, внешнего вида территории г.о.г. Дзержинска по адресу: г.Дзержинск, пр.Ленина, д.59 МКУ АТИ г.Дзержинска выявлен факт установки и эксплуатации информационных конструкций без предусмотренного согласования с Департаментом градостроительной деятельности, строительства и охраны объектов культурного наследия, а также не соответствующие требованиям установленным пунктом 6.1 Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа город Дзержинск, утвержденных постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 04.07.2019 N2493 (далее - Правила N 2493), Правилам благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск, утвержденным решением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27.06.2013 N 586, а именно: информационные конструкции: 0,8-м*7,0-м с надписью и логотипом "Россельхозбанк"; 0,8-м*0,8-м с логотипом "Россельхозбанк"; 0,8-м*0,8-м с надписью "Банкомат 24".
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах обследования информационной конструкции от 05.05.2021 N N 72, 73, 74.
В связи с выявленным нарушением 21.05.2021 МКУ АТИ г.Дзержинска выдал АО "Россельхозбанк" предписания N N 79, 80, 81 о демонтаже выявленных информационных конструкций в течение 10 дней с даты получения предписания.
Названные предписания получены АО "Россельхозбанк" 07.06.2021 (л.д. 26-28).
Не согласившись с выданными предписаниями, АО "Россельхозбанк" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с рассматриваемым требованием.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что спорные конструкции согласованы надлежащим образом 17.07.2015, обязанность для получения повторного разрешения на размещение информационных вывесок у общества отсутствовала. Также общество указывает на нарушение Учреждением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемых предписаний требованиям Правил N 2493, Правил N 586, Постановления N 361, а также отсутствии нарушения прав и законных интересов АО "Россельхозбанк" вследствие их вынесения.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 16, пунктом 1.1 статьи 17, пунктом 1 статьи 45.1, подпунктом 2 пункта 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с Законом N 131-ФЗ и Уставом городского округа город Дзержинск решением городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области от 27.06.2013 N 586 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории городского округа город Дзержинск (далее - Правила N586)
В силу статьи 16 Правил N 586, размещение информационных конструкций осуществляется в соответствии с Правилами размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа город Дзержинск, устанавливаемыми правовым актом администрации города.
Во исполнение Правил N 586 постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 04.07.2019 N 2493 утверждены Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа город Дзержинск (далее - Правила N2493), которые разработаны в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки города, осуществления контроля за сохранением историко-градостроительной среды и упорядочения размещения информационных конструкций.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил N 2493 информационная конструкция - элемент благоустройства, техническое средство размещения информации установленного типа и вида, содержащее информационно-справочные сведения, используемые в целях ориентирования и информирования населения города, исключающее сведения рекламного характера.
Размещение информационных конструкций, допускается при условии получения в Департаменте градостроительной деятельности, строительства и охраны объектов культурного наследия администрации города Дзержинска согласования на размещение информационных конструкций (далее - согласование) (пункт 6.1 Правил N 2493).
Пунктом 2 постановления администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 04.07.2019 N 2493 установлено, что информационные конструкции, размещенные на день вступления в силу указанного постановления, в том числе ранее согласованные, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными настоящим постановлением.
В соответствии с пунктом 2 Постановления администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 14.10.2019 N 3784 "О внесении изменений в постановление администрации города Дзержинска от 04.07.2019 N 2493" владельцам информационных конструкций, размещенных до дня вступления в силу Правил, необходимо привести их в соответствие с установленными требованиями в следующие сроки: 2.1 в течение двух месяцев с момента вступления в силу настоящего постановления - информационные фасадные конструкции, размещенные на зданиях, строениях, сооружениях, расположенных в границах исторического поселения города Дзержинска, которые определены постановлением Правительства Нижегородской области от 17.06.2017 N 361 "О включении города Дзержинска в перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Нижегородской области, утверждении предмета охраны, границы территории данного исторического поселения, требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах"; 2.2 в течение трех месяцев с момента вступления в силу настоящего постановления - информационные фасадные конструкции, крышные конструкции, размещенные на зданиях, строениях, сооружениях, а также указатели, информационные конструкции в виде отдельно стоящих конструкций.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.06.2016 N 361 "О включении города Дзержинска в Перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Нижегородской области, утверждении предмета охраны, границы территории данного исторического поселения, требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах" установлено, что здание, по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Ленина, д. 59, расположено в границах исторического поселения города Дзержинска, таким образом, срок для приведения информационных конструкций в соответствие с требованиями Правил N 2493 составляет 2 месяца.
Согласно пункту 7.1 Правил N 2493 выявление информационных конструкций, не соответствующих настоящим Правилам, и их демонтаж производятся Муниципальным казенным учреждением "Административно-техническая инспекция по благоустройству города Дзержинска".
В соответствии с пунктом 7.2 Правил N 2493, при выявлении информационной конструкции, размещенной с нарушением требований настоящих Правил, МКУ АТИ г.Дзержинска не позднее 10 календарных дней с момента выявления выдает владельцу данной конструкции предписание о демонтаже информационной конструкции.
Уставом МКУ "АТИ", утвержденным постановлением администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 10.09.2019 N 3387, установлено, что МКУ АТИ г.Дзержинска является муниципальной некоммерческой организацией созданной для оказания услуг, организации и выполнения работ по исполнению муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий администрации города Дзержинска в сфере благоустройства.
Целью деятельности МКУ АТИ г.Дзержинска является наблюдение за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами действующего законодательства в сфере благоустройства и размещения рекламных и информационных конструкций, включающее в себя: визуальное обследование и мониторинг (осмотр) территории городского округа город Дзержинск на предмет выявления нарушений действующих муниципальных нормативных правовых актов, принятых в отношении наружной рекламы и информации (п.2.4.7 Устава); подготовка проектов предписаний о демонтаже рекламных и информационных конструкций (п. 2.4.9 Устава); направление предписаний о демонтаже незаконно установленных и (или) эксплуатируемых информационных конструкции владельцам информационных конструкций либо собственникам или иным законным владельцам недвижимого имущества, к которому присоединены и информационные конструкции, а также контроль своевременного исполнения таких предписаний (п. 2.4.10 Устава).
Таким образом, оспариваемые предписания МКУ АТИ г.Дзержинска выданы в пределах предоставленных ему полномочий.
Основанием для выдачи предписаний о демонтаже информационных конструкций: 0,8-м*7,0-м с надписью и логотипом "Россельхозбанк"; 0,8-м*0,8-м с логотипом "Россельхозбанк"; 0,8-м*0,8-м с надписью "Банкомат 24", расположенных по адресу: г.Дзержинск, пр.Ленина, д.59 является выявление факта эксплуатации АО "Россельхозбанк" данных конструкций без соответствующего разрешения.
Довод заявителя о согласовании размещения информационных конструкций письмом 17.07.2015 N 4297, а также о том, что требования Правил N 2493 не подлежат применению в рассматриваемом случае, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку не свидетельствует о выполнении императивного требования пункта 2 Постановления администрации г. Дзержинска Нижегородской области от 04.07.2019 N 2493 о приведении в соответствие с требованиями, установленными настоящим постановлением ранее согласованных информационных конструкций.
Кроме того, согласно письму Администрации города Дзержинска Нижегородской области от 19.05.2021 N Сл-150-306455/21 в реестре информационных конструкций содержится информация о согласовании информационной конструкции на фасаде по адресу: г.Дзержинск, пр.Ленина, д.59, в виде объемных световых букв с эскизным изображением "ВТБ банк".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у АО "Россельхозбанк" оснований для выдачи АО "Россельхозбанк" предписаний от 21.05.2021 о демонтаже информационных конструкций N N 79, 80, 81.
Доводы АО "Россельхозбанк" о нарушении положений Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены, поскольку проверка в отношении заявителя по смыслу положений Федерального закона N294-ФЗ не проводилась и, соответственно, в данном случае положения данного закона не применимы.
В рассматриваемом случае при проведении ежедневного мониторинга МКУ АТИ г.Дзержинска не осуществляло муниципальный контроль в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ, а осуществляло мероприятия в области мониторинга состояния благоустройства г.о.г. Дзержинск в форме визуального обследования и мониторинга (осмотра) территории городского округа город Дзержинск на предмет выявления нарушений действующих федеральных законов и иных нормативных актов Нижегородской области, муниципальных нормативных правовых актов, принятых в отношении наружной рекламы и информации (п. 2.4.7 Устава), в том числе Правилами N2493.
С учётом изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда о том, что оспариваемые предписания вынесены МКУ АТИ г.Дзержинска при наличии законных оснований, соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку незаконных обязанностей на АО "Россельхозбанк" не возлагает.
Доводы АО "Россельхозбанк", изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09 сентября 2021 года по делу N А43-19563/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 06.10.2021 N 928.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-19563/2021
Истец: АО "РОССЕЛЬХОЗБАНК", АО "Российский сельскохозяйственный банк"
Ответчик: МКУ Административно-Техническая Инспекция по благоустройству г. Дзержинска, Муниципальное казенное учреждение "Административно-техническая инспекция по благоустройству г. Дзержинска"