Нижний Новгород |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А11-1585/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Новикова Ю.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.08.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021
по делу N А11-1585/2021
по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана"
Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации
(ИНН: 7719555477, ОГРН: 1057747117724)
в лице Центра охраны объектов промышленности (филиал) ФГУП "Охрана" Росгвардии
Управление по Центральному федеральному округу
к федеральному казенному предприятию "Государственный лазерный полигон "Радуга" (ИНН: 3308000538, ОГРН: 1023303353150),
Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (ИНН: 7705596339, ОГРН: 104779632123)
о взыскании 2 377 400 рублей 54 копеек
и установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ФГУП "Охрана" Росгвардии) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к федеральному казенному предприятию "Государственный лазерный полигон "Радуга" (далее - ФКУ "ГЛП "Радуга", Полигон) о взыскании 2 337 400 рублей 54 копеек задолженности по оплате услуг по охране объектов, оказанных в период с 01.11.2020 по 30.11.2020 по договору от 13.01.2020 N 07-1/2020-35, а при недостаточности денежных средств - в субсидиарном порядке с собственника имущества ответчика - Российской Федерации в лице Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.08.2021 с Полигона, а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства в пользу ФГУП "Охрана" Росгвардии взыскано 2 377 400 рублей 54 копейки задолженности.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 6 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Министерство настаивает на отсутствии оснований для возложения на него субсидиарной ответственности, поскольку ФГУП "Охрана" Росгвардии не доказало, что основной должник (Полигон) отказался удовлетворить заявленное требование.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ФГУП "Охрана" Росгвардии в отзыве отклонило доводы жалобы.
Министерство заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
ФГУП "Охрана" Росгвардии и Полигон, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, ФКП "ГЛП "Радуга" (заказчик) и ФГУП "Охрана" Росгвардии (исполнитель) заключили договор об оказании услуг по охране объектов от 13.01.2020 N 07-1/2020-35, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель на возмездной основе принимает на себя обязательства по оказанию комплекса услуг по охране объектов ФКП "ГЛП "Радуга", согласованных сторонами и перечисленных в прилагаемом к договору соглашении сторон об установлении режима охраны (приложение 1). Заказчик обязуется своевременно принимать оказанные исполнителем услуги и оплачивать их в соответствии с договором. Под охраной объектов подразумевается защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Стоимость услуг исполнителя, оказываемых по договору, определяется в соответствии с протоколом согласования договорной цены на оказание услуг по охране объектов, утвержденным сторонами (приложение 3), и составляет без налога на добавленную стоимость 1 981 167 рублей 12 копеек в месяц, налог на добавленную стоимость (20 процентов) - 396 233 рубля 42 копейки, всего - 2 377 400 рублей 54 копейки в месяц (пункт 7.1 договора).
На основании пункта 7.2 договора заказчик в срок не позднее 10-ти банковских дней с момента подписания договора перечисляет исполнителю 30 процентов от стоимости услуг за один месяц, что составляет без налога на добавленную стоимость 118 675 рублей 03 копейки, всего - 713 220 рублей 17 копеек. Данная сумма учитывается при последующих расчетах.
В пункте 7.5 договора установлено, что расчеты с исполнителем заказчик осуществляет ежемесячно безналичным расчетом в рублях на основании счета, выставленного исполнителем, путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в реквизитах договора:
- не позднее 20-го числа месяца, в котором оказываются услуги, заказчик по счету исполнителя производит предоплату в размере 50 процентов от стоимости услуг, определенной пунктом 7.1 договора;
- оставшуюся сумму заказчик перечисляет до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги, на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг, согласно выставленному счету и счету-фактуре.
Согласно двухстороннему акту от 30.11.2020 N 088600000000488 ФГУП "Охрана" Росгвардии в ноябре 2020 года оказало ФКУ "ГЛП "Радуга" услуги по охране.
ФГУП "Охрана" Росгвардии 21.12.2020 направило ФКУ "ГЛП "Радуга" претензию N 07/2635 с требованием оплатить задолженность за оказанные услуги, 28.12.2020 направило Министерству претензию N 07/2705 с требованием погасить долг в порядке субсидиарной ответственности.
Претензии об оплате оказанных услуг удовлетворены не были, поэтому ФГУП "Охрана" Росгвардии обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 113, 399, 779, 781 ГК РФ, статьей 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Арбитражный суд Владимирской области пришел к выводу о том, что собственник имущества должен нести субсидиарную ответственность за основного должника, который не исполнил свои обязательства перед кредитором, и удовлетворил иск.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 1 статьи 399 ГК РФ установлено, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (пункт 6 статьи 113 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Как разъяснено в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 ГК РФ порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
На основании части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Факт оказания истцом Полигону услуг по договору от 13.01.2020 N 07-1/2020/35 в спорном периоде судами установлен, материалами дела подтвержден.
Доказательств оплаты ФКП "ГЛП "Радуга" задолженности в сумме 2 377 400 рублей 54 копеек за оказанные услуги по договору либо наличие обстоятельств, освобождающих его от исполнения данного обязательства, ответчики вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Согласно пункту 4 Устава ФКП "ГЛП "Радуга", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2010 N 569-р, правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Министерство и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 5.4 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного казенным предприятиям в сфере промышленности, осуществляет Министерство.
В пункте 5.13 данного Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет также функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, и реализацию возложенных на него функций.
Приняв во внимание соблюдение порядка предъявления требований к ответчикам, посчитав, что к субсидиарной ответственности Российская Федерация в лице Министерства подлежит привлечению только при недостаточности денежных средств у основного должника - Полигона, суды возложили на Министерство субсидиарную ответственность по обязательствам ФКП "ГЛП "Радуга" в случае недостаточности у него денежных средств.
Вместе с тем суды не учли, что в силу пункта 6 статьи 113 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Следовательно, Министерство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности имущества у последнего.
Поскольку в рассматриваемом случае у судов не имелось правовых оснований для возложения на Министерство субсидиарной ответственности по обязательствам ФКП "ГЛП "Радуга" в случае недостаточности у него денежных средств, судебные акты в этой части подлежат изменению (часть 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.08.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А11-1585/2021 изменить, изложив абзац 1 пункта 1 резолютивной части решения в следующей редакции:
"1. Взыскать с Федерального казенного предприятия "Государственный лазерный полигон "Радуга", Владимирская область, город Радужный, а при недостаточности имущества с Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, город Москва, в лице Центра охраны объектов промышленности (филиал") ФГУП "Охрана" Росгвардии Управление по Центральному федеральному округу, город Воронеж, задолженность в сумме 2 377 400 рублей 54 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 34 887 рублей.".
В остальной части решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.08.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А11-1585/2021 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 Устава ФКП "ГЛП "Радуга", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2010 N 569-р, правомочия собственника имущества предприятия осуществляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке Правительство Российской Федерации, Министерство и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 5.4 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного казенным предприятиям в сфере промышленности, осуществляет Министерство.
...
Приняв во внимание соблюдение порядка предъявления требований к ответчикам, посчитав, что к субсидиарной ответственности Российская Федерация в лице Министерства подлежит привлечению только при недостаточности денежных средств у основного должника - Полигона, суды возложили на Министерство субсидиарную ответственность по обязательствам ФКП "ГЛП "Радуга" в случае недостаточности у него денежных средств.
Вместе с тем суды не учли, что в силу пункта 6 статьи 113 ГК РФ собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 марта 2022 г. N Ф01-1060/22 по делу N А11-1585/2021