Нижний Новгород |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А28-5877/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции Кировской области
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022
по делу N А28-5877/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Актив-Комфорт"
(ИНН: 4345420081, ОГРН: 1154350000936)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной
инспекции Кировской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Актив-Комфорт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 27.04.2021 N 2/550/21.
Решением суда от 30.09.2021 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Инспекция не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление. По мнению Инспекции, оспариваемое предписание содержит информацию о выявленных нарушениях со ссылкой на нормы действующего законодательства. Нарушения выявлены в отношении всех многоквартирных домов, находящихся в Управлении Общества. Последнее вправе самостоятельно определить необходимые меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Вывод суда апелляционной инстанции о неисполнимости предписания не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятого Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, инспекция с 09.04.2021 по 27.04.2021 провела в отношении Общества внеплановую документарную проверку соблюдения обязательных требований, предъявляемых к размещению информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, установленных пунктами 1, 2, 11.1, 14 раздела 10 приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ N 74/114/пр).
При осмотре 27.04.2021 закрытой части ГИС ЖКХ раздела "Аналитика и отчеты" - "Размещение информации в отношении многоквартирных домов" Инспекция установила, что информация, предусмотренная пунктом 2 раздела 10 Приказа N 74/114/пр в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, размещена не в полном объеме, а именно: процент размещенных технических характеристик не соответствует 100-процентному показателю, что подтверждаются скриншоты. Результаты проверки зафиксированы в акте от 27.04.2021 N 2/550/21.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 27.04.2021 N 2/550/21, обязывающее в течение 7 календарных дней с момента получения предписания разместить в ГИС ЖКХ информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, предусмотренную пунктом 2 раздела 10 Приказа N 74/114/пр.
Общество оспорило предписание в судебном порядке.
Руководствуясь статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 209-ФЗ), Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), Приказа N 74/114/пр, пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания, отменил решение суда и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные правовые акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили, и лица, участвующие в деле, не оспаривают, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
В соответствии со статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий обязаны выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По смыслу положений указанной статьи предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного контроля (надзора), содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных лиц (индивидуальных предпринимателей и организаций), что предполагает его законность, в том числе исполнимость мер, определенных государственным органом в целях устранения нарушений.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности. Невыполнение в установленный срок предписания уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства влечет применение административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из диспозиции указанной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа.
Согласно части 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Лицензионные требования к лицензиату установлены в пунктах 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, при этом согласно пункту 7 части 1 указанной статьи Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования.
В силу подпункта "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, помимо предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Кодекса, является: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Кодекса; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Кодекса; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Кодекса; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Кодекса.
В части 1 статьи 198 Кодекса предусмотрено, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении урегулированы Законом N 209-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Закона N 209-ФЗ под государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства понимается единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; под субъектами, размещающими информацию в системе, понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.
В статье 6 Закона N 209-ФЗ перечислены виды информации, размещаемой в ГИС ЖКХ.
В части 18 статьи 7 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 данного закона.
В силу частей 1 и 3 статьи 8 Закона N 209-ФЗ поставщики информации размещают в системе информацию, предусмотренную данным законом, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, с соблюдением порядка, установленного в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 7 данного закона. Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в системе.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ утверждены Приказом N 74/114/пр.
В разделе 10 Приказа N 74/114/пр перечислена информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
В силу пункта 2 раздела 10 Приказа N 74/114/пр в ГИС ЖКХ подлежит включению информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.
Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, при осмотре 27.04.2021 закрытой части ГИС ЖКХ раздела "Аналитика и отчеты" - "Размещение информации в отношении многоквартирных домов" Инспекция установила, что информация, предусмотренная пунктом 2 раздела 10 Приказа N 74/114/пр в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, размещена не в полном объеме, а именно: процент размещенных технических характеристик не соответствует 100-процентному показателю, что подтверждается скриншотами.
Оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность в течение 7 календарных дней с момента получения предписания размесить в ГИС ЖКХ предусмотренную пунктом 2 раздела 10 Приказа N 74/114/пр информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.
В то же время ни из оспариваемого предписания, ни из акта проверки от 27.04.2021 не следует, какие именно сведения, перечисленные в пункте 2 раздела 10 Приказа N 74/114/пр и в отношении какого из многоквартирных домов, находящихся в управлении Общество, не были размещены на дату выдачи предписания.
Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что предписание уполномоченного органа должно содержать конкретные нарушения законодательства, подлежащие устранению, а также перечень действий, которые необходимо осуществить для устранения выявленных нарушений, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует принципу конкретности и исполнимости, в связи чем является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и правомерно удовлетворил заявленное требование.
Выводы апелляционного суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных этим судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Второй арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по делу N А28-5877/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установил суд апелляционной инстанции, при осмотре 27.04.2021 закрытой части ГИС ЖКХ раздела "Аналитика и отчеты" - "Размещение информации в отношении многоквартирных домов" Инспекция установила, что информация, предусмотренная пунктом 2 раздела 10 Приказа N 74/114/пр в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, размещена не в полном объеме, а именно: процент размещенных технических характеристик не соответствует 100-процентному показателю, что подтверждается скриншотами.
Оспариваемым предписанием на Общество возложена обязанность в течение 7 календарных дней с момента получения предписания размесить в ГИС ЖКХ предусмотренную пунктом 2 раздела 10 Приказа N 74/114/пр информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.
В то же время ни из оспариваемого предписания, ни из акта проверки от 27.04.2021 не следует, какие именно сведения, перечисленные в пункте 2 раздела 10 Приказа N 74/114/пр и в отношении какого из многоквартирных домов, находящихся в управлении Общество, не были размещены на дату выдачи предписания."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 апреля 2022 г. N Ф01-1128/22 по делу N А28-5877/2021