Нижний Новгород |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А28-15977/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: Докукиной М.И. (доверенность от 03.12.2021)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Топливно-заправочная компания "Победилово"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021
по делу N А28-15977/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливно-заправочная компания "Победилово" (ИНН: 4345396777, ОГРН: 1144345022656)
к отделу (инспекции) в Пермском крае и Кировской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Топливно-заправочная компания "Победилово" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела (инспекции) в Кировской области Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Отдел) от 19.11.2020 N 5/008 СМ о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 решение суда оставлено без изменения, размер штрафа снижен до 302 714 рублей 55 копеек.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество настаивает на том, что Отдел нарушил порядок отбора и транспортировки проб. Следовательно, результаты исследования образцов не могут быть признаны достоверными. Заявитель указывает, что запрещается принимать для проведения анализа пробы, отобранные или оформленные с нарушением установленных государственных стандартов.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Отдел в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Суд округа с учетом его компетенции, установленной в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не принял дополнительно представленные Отделом документы (приложенные к отзыву), в связи с чем они подлежат возврату.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.09.2020 N 616 Отделом в отношении Общества в период с 05.10.2020 по 29.10.2020 в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения приказа руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.07.2020 N 1285, изданного в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 16.07.2020. Проверка проведена с привлечением представителей экспертной организации - федерального бюджетного учреждения "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан" (ФБУ "ЦСМ Татарстан").
В ходе проведения проверки Отдел установил, что Обществом допущены нарушения требований пункта 4.4 статьи 4, приложения 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - ТР ТС 013/2011), а именно: на АЗС N 2, расположенной по адресу: Кировская область, город Киров, улица Производственная, 25б, и на АЗС N 3, расположенной по адресу: Слободской район, 13 км автодороги Киров-Белая Холуница (деревня Шихово), Общество допустило реализацию (хранение) дизельного топлива марки ДТ-Л-К5 ЕВРО летнего сорта С, экологического класса К5, не соответствующего требованиям к характеристикам, указанным в приложении N 3 ТР ТС 013/2011, в частности показатель массовой доли серы в названном топливе на АЗС N 2 составил 48,2 мг/кг, на АЗС N 3 - 18,4 мг/кг (при норме не более 10 мг/кг).
Несоответствие указанной характеристики дизельного топлива норме по ТР ТС 013/2011 подтверждено результатами исследований ФБУ "ЦСМ Татарстан", оформленных протоколами испытаний от 23.10.2020 N 954/20, N 970/20. В данных протоколах содержатся сведения о нормативных и методических документах на методы испытаний, в частности применительно к показателю массовая доля серы обозначена ссылка на ГОСТ ISO 20884-2016, устанавливающий метод рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны для определения содержания серы в диапазоне от 5 до 500 мг/кг в топливе.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.10.2020 N 2П/004 СМ.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, Отдел составил протокол об административном правонарушении от 09.11.2020 N 3/007 СМ и вынес постановление от 19.11.2020 N 5/008 СМ о привлечении нарушителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1.5, 2.1, 14.43.1, 30.3 КоАП РФ, статьями 2, 6, 7, 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", положениями технического регламента Таможенного союза 013/2011, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, и отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения. Вместе с тем суд счел возможным снизить размер штрафа до 302 714 рублей 55 копеек.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута.
Пунктом 2 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ предусмотрено, что под характеристиками автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута в части 2 настоящей статьи следует понимать показатели (требования), определенные пунктами 4.1-4.12 статьи 4 ТР ТС 013/2011 и приложениями 2-7 к нему.
Пунктом 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ определено, что для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 и 3 настоящей статьи, используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования ТР ТС 013/2011, на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения.
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
ТР ТС 013/2011 распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо, устанавливая требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности (пункты 1.1 и 1.2 названного технического регламента).
В силу пункта 4.4 статьи 4 ТР ТС 013/2011 дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении N 3 к ТР ТС 013/2011.
В приложении N 3 "Требования к характеристикам дизельного топлива" в отношении дизельного топлива экологического класса К5 установлено, что массовая доля серы не должна превышать 10 мг/кг.
Согласно пункту 5.1 ТР ТС 013/2011 безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных техническим регламентом.
В соответствии с пунктом 5.2 ТР ТС 013/2011 правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды установили и материалами дела подтверждено нарушение Обществом требований пункта 4.4 статьи 4, приложения N 3 ТР ТС 013/2011 в связи с несоответствием дизельного топлива марки ДТ-Л-К5 ЕВРО летнего сорта С экологического класса К5 на АЗС N 2 и на АЗС N 3 требованиям к характеристикам, указанным в приложении N 3 ТР ТС 013/2011, в части показателя массовой доли серы (АЗС N 2 - 48,2 мг/кг, АЗС N 3 - 18,4 мг/кг, норма - не более 10 мг/кг).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе протоколы испытаний от 23.10.2020 N 954/20, N 970/20, протокол об административном правонарушении от 09.11.2020 N 3/007 СМ, суды пришли к выводу о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению Обществом требований действующего законодательства, а также свидетельствующие о том, что оно приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлены.
Следовательно, вина Общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Доводы Общества о нарушении Отделом порядка отбора и транспортировки проб обоснованно отклонены судами в силу следующего.
В рамках проведенной проверки 05.10.2020 и 06.10.2020 на АЗС N 2 и на АЗС N 3 уполномоченными должностными лицами Отдела согласно ГОСТ 2517-2012 отобраны пробы дизельного топлива марки ДТ-Л-К5 ЕВРО летнего сорта С экологического класса К5 (номера пломб N 52611115, 39411446), о чем составлены акты (протоколы) отбора образцов от 05.10.2020 N 1/3 и от 06.10.2020.
Неуказание в актах отбора методов, с использованием которых отбирались пробы, не свидетельствует об их некачественном отборе, повлиявшем на химический состав отобранного топлива. В материалах дела отсутствуют достаточные и надлежащие доказательства, свидетельствующие о нарушении Отделом порядка отбора образцов (проб), повлекших неверные выводы о характеристиках состава исследованного дизельного топлива.
Проба взята в сухую чистую емкость (письмо ФБУ "ЦСМ Татарстан" от 07.04.2021), что не противоречит требованиям приведенного государственного стандарта, на основании которого осуществлялся отбор образцов.
Несоответствие качественных характеристик дизельного топлива требованиям ТР ТС 013/2011 в части показателя массовой доли серы установлено в рамках лабораторных исследований, проводимых аккредитованной лабораторией - ФБУ "ЦСМ Татарстан" (аттестат аккредитации RA.RU.21АБ90), что не противоречит вышеуказанным нормативным положениям. В область аккредитации названной лаборатории входит исследование дизельного топлива на соответствие требованиям ТР ТС 013/2011. Оснований сомневаться в достоверности проводимых аккредитованной лабораторией исследований не имеется.
Аргумент Общества о том, что Отдел нарушил порядок транспортировки проб, поскольку бутылки с образцами первых проб разбились при транспортировке, обоснованно отклонен судами.
Как усматривается из акта о выявлении повреждения, порчи, утраты груза от 12.10.2020, после проверки количества и состояния груза, прибывшего в адрес получателя - ФБУ "ЦСМ Татарстан", была установлена утрата груза (стеклянные бутылки разбиты, содержимое бутылок отсутствует) с номерными пломбами N 39411449 (ДТ-Л-К5), 39411445 (АИ-92-К5), 39411441 (АИ-95-К5), что к номерным пломбам N 52611115, 39411446 отношения не имеет. Суды верно указали на то, что факт повреждения емкостей с образцами, не относящимися к образцам, за несоответствие качественных характеристик которых требованиям ТР ТС 013/2011 лицо привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением от 19.11.2020 N 5/008 СМ, не относится к предмету доказывания в рамках настоящего дела и не влияет на выводы лаборатории о ненормативном содержании серы в исследованном дизельном топливе.
Наличие у Общества паспортов качества и деклараций о соответствии не опровергает выводов протоколов испытаний от 23.10.2020 N 954/20, N 970/20, а также не устраняет обязанность лица, который осуществляет допуск топлива к реализации, принимать достаточные и исчерпывающие меры, направленные на обеспечение оборота продукции надлежащего качества.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемое постановление Управления законным, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявления Общества. Между тем суд апелляционной инстанции обоснованно уменьшил сумму штрафа по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ до 302 714 рублей 55 копеек.
Суды не установили процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели, как и оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Таким образом оснований для отмены принятых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина, уплаченная Обществом за рассмотрение кассационной жалобы, в размере 3000 рублей подлежит возврату, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.06.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.12.2021 по делу N А28-15977/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливно-заправочная компания "Победилово" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Топливно-заправочная компания "Победилово" из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 10.02.2022 N 193.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие у Общества паспортов качества и деклараций о соответствии не опровергает выводов протоколов испытаний от 23.10.2020 N 954/20, N 970/20, а также не устраняет обязанность лица, который осуществляет допуск топлива к реализации, принимать достаточные и исчерпывающие меры, направленные на обеспечение оборота продукции надлежащего качества.
При таких обстоятельствах суды признали оспариваемое постановление Управления законным, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявления Общества. Между тем суд апелляционной инстанции обоснованно уменьшил сумму штрафа по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ до 302 714 рублей 55 копеек.
...
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности привлечения к ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения в качестве малозначительного и применения статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели, как и оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 апреля 2022 г. N Ф01-1532/22 по делу N А28-15977/2020