Нижний Новгород |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А39-9358/2021 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Павлова В.Ю.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Республики Мордовии от 10.11.2021,
принятое судьей Еконией Г.К., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022,
принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
по делу N А39-9358/2021
по заявлению администрации Верешимского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (ИНН: 5820001280, ОГРН: 1025801089874)
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования
и установил:
администрация Верешимского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области (далее - МТУ Росимущества), выразившегося в непринятии решения о безвозмездной передаче земельных участков с кадастровыми номерами 58:15:0480701:151 - 153 из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Верешимский сельсовет Лопатинского района Пензенской области". Администрация просила обязать МТУ Росимущества не позднее, чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить ей решение о безвозмездной передаче земельных участков.
Заявленные требования основаны на статьях 39.30 и 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что бездействие по рассмотрению заявления Администрации от 21.06.2021 N 231 является незаконным.
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 10.11.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022, частично удовлетворил заявленные требования, признав бездействие МТУ Росимущества незаконным и обязав его не позднее, чем в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять и направить Администрации решение о безвозмездной передаче спорных земельных участков из федеральной собственности в собственность муниципального образования, и отказал в удовлетворении требований к Росимуществу. Суды пришли к выводу о том, что в установленный законом срок МТУ Росимущества не приняло решение о безвозмездной передаче земельных участков или об отказе в безвозмездной передаче земельных участков и тем самым допустило неправомерное бездействие.
МТУ Росимущества не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суды не учли, что у МТУ Росимущества отсутствуют полномочия по самостоятельному (без поручения Росимущества) принятию решений о передаче земельных участков свыше 10 гектаров; у МТУ Росимущества не имелось достаточной информации для принятия решения (не поступили ответы на запросы от субъектов естественных монополий, ответ на запрос от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации). Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Администрация отзыв на кассационную жалобу в суд округа не представила.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили своих представителей в судебное заседание окружного суда, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, в собственности Российской Федерации находятся земельные участки с кадастровыми номерами 58:15:0480701:151, 58:15:0480701:152 и 58:15:0480701:153 площадью, соответственно 1 911 978, 1 490 000, 2 491 057 квадратных метров.
Земельные участки расположены на территории муниципального образования "Верешимский сельсовет Лопатинского района Пензенской области" и относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Глава Верешимского сельсовета Лопатинского района Пензенской области 21.06.2021 обратился в МТУ Росимущества с заявлением N 132 о передаче названных земельных участков в муниципальную собственность (поступило 02.07.2021).
МТУ Росимущества в письме от 23.07.2021 N 13-ИВ/9601 сообщило заявителю: о проведении мероприятий по исключению обстоятельств, препятствующих передаче земельных участков в муниципальную собственность, а также том, что после получения необходимой информации будет сформирован и направлен в Росимущество пакет документов для рассмотрения и принятия решения.
До настоящего времени решение о безвозмездной передаче земельных участков в муниципальную собственность или решение об отказе в безвозмездной передаче земельных участков не принято.
Посчитав, что МТУ Росимущества и Росимущество незаконно бездействуют, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов с учетом следующего.
Согласно статьям 65 (части 1) и 200 (частям 4 и 5) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), и устанавливает, нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения государственными органами оспариваемых действий (бездействия) возлагается на соответствующий орган.
В статье 39.30 (подпункт 1 пункта 1) Земельного кодекса российской Федерации определено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением участков, указанных в пункте 2 данной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 кодекса лиц, в собственность поселений, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие участки расположены на территориях соответствующих поселений.
В соответствии со статьей 39.31 (пунктами 1, 5 и 7) Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому, в том числе, главой муниципального образования. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества. Указанный орган не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или решение об отказе в безвозмездной передаче этого земельного.
Решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований:
1) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) в заявлении не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать;
3) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 кодекса;
4) земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Исходя из содержания статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункты 1, 4).
Положение об МТУ Росимущества, утвержденное приказом от 19.12.2016 N 460 Росимущества, предусматривает, что МТУ Росимущества осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам (пункт 4). Управление предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, площадью равной либо меньше десяти гектар, в безвозмездное срочное пользование; осуществляет действия по передаче находящихся в федеральной собственности земельных участков указанной площадью в муниципальную собственность (пункт 4.1.15, 4.1.18).
В отношении остальных участков (свыше 10 гектаров) МТУ Росимущества осуществляет такие действия по поручению Росимущества (пункты 4.2.11).
С учетом приведенных норм суды обеих инстанций верно заключили, что именно МТУ Росимущества является тем государственным органом, который наделен полномочиями по предоставлению и передаче в безвозмездное пользование муниципальных образований земельных участков, находящихся в федеральной собственности. МТУ Росимущества, являясь уполномоченным органом, обязано было рассмотреть заявление Администрации и принять соответствующее решение по нему в течение месяца. Факт отсутствия поручения вышестоящего органа МТУ Росимущества на передачу земельного участка не может служить препятствием для реализации прав муниципалитета на получение земельного участка в безвозмездное пользование, а также основанием для продления срока принятия решения по заявлению, установленного в пункте 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разграничение полномочий между федеральным органом и территориальными управлениями, представляющего федерального собственника, не может являться препятствием для реализации прав заявителя и исключать обязанность своевременного рассмотрения соответствующего заявления и принятия по нему решения в порядке, установленном законом. Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, также не должны являться препятствием реализации лицом, обратившимся с заявлением в государственный орган, своего права на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что МТУ Росимущества не доказало наличие оснований для непринятия в установленный законом срок решения по заявлению Администрации.
Суды правомерно признали не соответствующими требованиям статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации ссылки заинтересованного лица на предпринятые им действия по получению сведений о наличии (отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанного земельного участка, направление запросов в субъекты естественных монополий. Такое основание для отказа в передаче земельных участков данной нормой закона не предусмотрено. Более того, пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации императивно устанавливает срок принятия решения - в течение одного месяца со дня поступления заявления. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных указанной статьей (пункт 4).
Аргументы заявителя основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его незаконным.
По приведенным мотивам суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации МТУ Росимущества освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовии от 10.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 по делу N А39-9358/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом приведенных норм суды обеих инстанций верно заключили, что именно МТУ Росимущества является тем государственным органом, который наделен полномочиями по предоставлению и передаче в безвозмездное пользование муниципальных образований земельных участков, находящихся в федеральной собственности. МТУ Росимущества, являясь уполномоченным органом, обязано было рассмотреть заявление Администрации и принять соответствующее решение по нему в течение месяца. Факт отсутствия поручения вышестоящего органа МТУ Росимущества на передачу земельного участка не может служить препятствием для реализации прав муниципалитета на получение земельного участка в безвозмездное пользование, а также основанием для продления срока принятия решения по заявлению, установленного в пункте 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Суды правомерно признали не соответствующими требованиям статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации ссылки заинтересованного лица на предпринятые им действия по получению сведений о наличии (отсутствии) обстоятельств, препятствующих принятию решения о передаче указанного земельного участка, направление запросов в субъекты естественных монополий. Такое основание для отказа в передаче земельных участков данной нормой закона не предусмотрено. Более того, пункт 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации императивно устанавливает срок принятия решения - в течение одного месяца со дня поступления заявления. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных указанной статьей (пункт 4)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 мая 2022 г. N Ф01-1721/22 по делу N А39-9358/2021
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9295/2021
13.05.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1721/2022
25.01.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9295/2021
10.11.2021 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-9358/2021