Нижний Новгород |
|
18 мая 2022 г. |
Дело N А43-20014/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Домрачевой Н.Н.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителей
от заявителя: Лобашовой Е.Г. (доверенность от 01.03.2022),
от заинтересованного лица: Плетос И.А. (доверенность от 10.01.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Городские усадьбы"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022
по делу N А43-20014/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городские усадьбы" (ИНН: 5259138421, ОГРН: 1195275012250)
о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2021 N 515-13-12-21, предписаний от 09.04.2021 N 515-13-10-21, от 04.06.2021 N 515-13-19-21 Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Савельев Иван Александрович,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Городские усадьбы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2021 N 515-13-12-21, предписаний от 09.04.2021 N 515-13-10-21, от 04.06.2021 N 515-13-19-21 Государственной жилищной инспекции по Нижегородской области (далее - Инспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Савельев Иван Александрович.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель настаивает на отсутствии вины Общества во вменяемом административном правонарушении и неисполнимости оспариваемых предписаний. Общество указывает, что необходимо провести реконструкцию внутридомовой системы горячего водоснабжения, которая относится к общему имуществу многоквартирного дома, но решение о реконструкции может быть принято только на общем собрании собственников помещений данного дома.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, указав на законность принятых судебных актов.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 07.04.2021 N 515-13-54/15-21 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращении Савельева И.А. от 17.03.2021 N ОГ-515-37737/21 о ненадлежащем горячем водоснабжении дома N 181 по улице Коминтерна города Нижнего Новгорода, в том числе квартиры 40 в данном доме.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора в квартире 40 многоквартирного дома 181 по улице Коминтерна города Нижнего Новгорода составляет 31 0С, что не соответствует нормативным показателям. Результаты проверки отражены в акте от 09.04.2021 N 515-13-54/15-21.
Инспекция выдала Обществу предписание от 09.04.2021 N 515-13-10-21, в соответствии с которым ему надлежало в срок до 30.04.2021 принять меры по устранению выявленного нарушения, обеспечить надлежащее нормативное водоснабжение горячей водой квартиры 40 в многоквартирном доме 181 по улице Коминтерна в городе Нижнем Новгороде, произвести соответствующий перерасчет.
Должностное лицо Инспекции в пределах полномочий, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 22.04.2021 составило в отношении Общества протокол N 515-13-8-21 об административном правонарушении.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, заместитель руководителя Инспекции вынес постановление от 07.06.2021 N 515-13-12-21 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
На основании приказа от 02.06.2021 N 515-13-68/16-21 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 09.04.2021 N 515-13-10-21.
В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что температура горячей воды в точке водоразбора в квартире 40 в многоквартирном доме 181 по улице Коминтерна в городе Нижнем Новгороде составляет 47,8 0С, что не соответствует нормативным показателям. Результаты проверки отражены в акте от 04.06.2021 N 515-13-68/16-21.
Инспекция выдала Обществу предписание от 04.06.2021 N 515-13-19-21, в соответствии с которым Обществу надлежало в срок до 01.08.2021 принять меры по устранению выявленного нарушения, обеспечить надлежащее нормативное водоснабжение горячей водой квартиры 40 многоквартирного дома 181 по улице Коминтерна в городе Нижнем Новгороде.
Общество не согласилось с указанными предписаниями от 09.04.2021, от 04.06.2021 и постановлением от 07.06.2021 и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 14.1.3 КоАП РФ, статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьями 7, 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Арбитражный суд Нижегородской области признал оспариваемые постановление и предписания законными и отказал в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ уполномоченные должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право: запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателей лицензий и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
На основании части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В пункте 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (пункт 10 Правил N 491).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определены требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы, а также установлены параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома, в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома.
Согласно пункту 5.3.1 Правил N 170 расход воды на горячее водоснабжение жилых зданий должен обеспечиваться исходя из установленных норм. Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В силу подпункта "б" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства о техническом регулировании.
Согласно пункту 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
Как следует из материалов дела и установили суды, 09.04.2021 Инспекция на основании обращения жителя многоквартирного дома N 181 по улице Коминтерна города Нижнего Новгорода о ненадлежащем предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении Общества провела внеплановую выездную проверку.
В ходе проведения проверки установлено, что в квартире N 40 вышеуказанного многоквартирного дома температура горячей воды в точке водоразбора составила + 31°С, что не соответствует нормативным значениям. Температура горячей воды на вводе в дом составила + 60°С, что соответствует нормативным значениям.
Названные обстоятельства объективно свидетельствует о том, что теплопотери коммунального ресурса происходят на внутридомовых инженерных сетях многоквартирного дома, ответственность за содержание которых в силу норм жилищного законодательства возложена на управляющую организацию.
Исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению для собственников помещений в указанном многоквартирном доме является Общество.
Таким образом, Общество не выполнило возложенные на него законодательством обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества тем самым, совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Инспекция выдала Обществу предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 09.04.2021 N 515-13-10-21 со сроком исполнения до 30.04.2021, а также привлекла Общество к административной ответственности и вынесла постановление от 07.06.2021 N 515-13-12-21.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу, повлекших негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судами не установлено.
Инспекция 04.06.2021 провела проверку исполнения вышеназванного предписания и установила, что оно не исполнено. Температура горячей воды в точке водоразбора составила + 47,8 °С, что не соответствует нормативным значениям. Температура горячей воды на вводе в дом составила + 60,7°С.
По итогам проверочных мероприятий Инспекция выдала Обществу было предписание от 04.06.2021 N 515-13-19-21 со сроком исполнения до 01.08.2021.
Как верно указали суды, заключив договор управления многоквартирным домом, Общество приняло на себя предусмотренные частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ обязанности по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, в соответствии с установленными требованиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе пояснения сторон, суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемых постановления и предписаний, и правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Довод Общества о единственно возможном способе устранения выявленного нарушения путем реконструкции внутридомовой системы горячего водоснабжения документально не подтвержден.
Иные доводы заявителя жалобы не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о наличии предусмотренных частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятых судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу N А43-20014/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городские усадьбы" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Городские усадьбы".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Домрачева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 приложения N 1 к Правилам N 354 предусмотрено обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства о техническом регулировании.
Согласно пункту 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
...
Исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению для собственников помещений в указанном многоквартирном доме является Общество.
Таким образом, Общество не выполнило возложенные на него законодательством обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества тем самым, совершив административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
...
Как верно указали суды, заключив договор управления многоквартирным домом, Общество приняло на себя предусмотренные частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ обязанности по надлежащему содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе, в соответствии с установленными требованиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2022 г. N Ф01-1974/22 по делу N А43-20014/2021