Нижний Новгород |
|
23 мая 2022 г. |
Дело N А11-730/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.05.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
Межрегионального территориального управления Федерального агентства
по управлению государственным имуществом во Владимирской,
Ивановской, Костромской и Ярославской областях
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2021 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022
по делу N А11-730/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Минское"
(ОГРН: 1144437001796, ИНН: 4414007657)
о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального
управления Федерального агентства по управлению государственным
имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях
(ИНН: 3329056771, ОГРН: 1133340004401)
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Минское" (далее - ООО "Минское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - Теруправление), выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность за плату без торгов земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:208, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, деревня Куликово и об обязании Теруправления принять решение по заявлению Общества о предоставлении упомянутого земельного участка в собственность.
Заявленные требования основаны на статьях 39.3 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьях 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в установленный законом срок Теруправление не приняло решения по заявлению Общества.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 01.11.2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022, удовлетворил заявление частично: признал незаконным бездействие Теруправления, выразившееся в непринятии в срок, установленный законом, решения по заявлению Общества. Суды признали, что бездействие Теруправления является незаконным и нарушает права заявителя.
Теруправление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования Общества.
По мнению заявителя, признание судом незаконным бездействия уполномоченного органа не восстановит нарушенное право Общества. Отсутствие совокупности условий, предусмотренных частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств фактического нарушения прав и законных интересов Общества является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Окружной суд удовлетворил ходатайство Теруправления о проведении судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы без участия представителя.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и обоснованность кассационной жалобы, окружной суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании договора аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, от 24.04.2008 N 261 в редакции дополнительных соглашений к нему Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:208, общей площадью 609 238 квадратных метров, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, деревня Куликово.
Земельный участок предоставлен для сельскохозяйственного производства.
ООО "Минское" 25.09.2020 обратилось в Теруправление с заявлением от 24.09.2020 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:208 в собственность на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Не получив в срок, установленный законом, решения уполномоченного органа, заявитель посчитал, что со стороны Теруправления усматривается незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и обратился в Арбитражный суд Владимирской области.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения, возлагается на соответствующий орган (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного кодекса.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2 этой статьи (пункт 1).
В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В пункте 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определено, что гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Указанные законоположения предусматривают возможность приобретения без торгов земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу. При этом для приобретения земельного участка по данному основанию требуется соблюдение нескольких условий.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и принимает одно из указанных в данной статье решений.
Из материалов дела усматривается и судами установлено, что ООО "Минское" владело спорным земельным участком на праве аренды с 24.04.2008, что подтверждается договором аренды земельного участка от 24.04.2008 N 261 и сторонами не оспорено.
В целях приобретения арендованного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность на льготных условиях заявитель 25.09.2020 подал соответствующее заявление на основании пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что Теруправление, получив 25.09.2020 от Общества заявление от 24.09.2020 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:208, не рассмотрело и не совершило ни одного из действий, предусмотренных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок, установленный законом, тем самым допустило незаконное бездействие, нарушающее права и интересы Общества, связанные с приобретением земельного участка в собственность.
Вывод судов основан на имеющихся в деле доказательствах и соответствует положениям действующего законодательства.
Приняв во внимание, что заявление Общества на момент принятия решения было рассмотрено, суд не указал на правовосстановительную меру для реальной защиты нарушенного права, однако указанное обстоятельство не имеет юридического значения для констатации незаконности бездействия уполномоченного органа в определенный период.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В кассационной жалобе Теруправление указывает, что на дату рассмотрения дела уполномоченным органом были совершены действия по рассмотрению заявления Общества, в связи с чем удовлетворение требования заявителя не восстановит его нарушенного права.
Приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку не указывает на законность действий Теруправления по рассмотрению заявления Общества в установленные законодательством сроки.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании их незаконными.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Теруправление освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А11-730/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и принимает одно из указанных в данной статье решений.
...
В целях приобретения арендованного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность на льготных условиях заявитель 25.09.2020 подал соответствующее заявление на основании пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций заключили, что Теруправление, получив 25.09.2020 от Общества заявление от 24.09.2020 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:208, не рассмотрело и не совершило ни одного из действий, предусмотренных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок, установленный законом, тем самым допустило незаконное бездействие, нарушающее права и интересы Общества, связанные с приобретением земельного участка в собственность."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2022 г. N Ф01-1861/22 по делу N А11-730/2021