г. Владимир |
|
08 февраля 2022 г. |
Дело N А11-730/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 08.02.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2021 по делу N А11-730/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Минское" (ОГРН 1144437001796, ИНН 4414007657) о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Минское" (далее - Общество) на основании договора аренды от 24.04.2008 N 261 и дополнительных соглашений к нему является арендатором земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:208, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 609 238 кв.м, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, д. Куликово. Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Общество 25.09.2020 обратилось в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях Управление (далее - Управление) с заявлением от 24.09.2020 N 238 о предоставлении в собственность указанного земельного участка.
В целях принятия решения по указанному заявлению Управлением направлены запросы в уполномоченные органы Костромской области (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Управление Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям) для получения информации в отношении испрашиваемого земельного участка, о чем письмом от 26.10.2020 N 33-ЕК-02/22277 уведомило Общество.
Поскольку в установленный законом срок какое-либо решение по заявлению Общества от 24.09.2020 Управлением не было принято, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления.
Решением от 01.11.2021 Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что сам факт установления незаконного бездействия Управления, выразившегося в не рассмотрении заявления Общества в установленный срок, не приведет к восстановлению прав и законных интересов Общества.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
На основании пункта 4 названной статьи гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 ЗК РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
В статье 39.1 ЗК РФ определены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления этого участка в собственность за плату.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, установленных пунктом 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
Из подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ следует, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В силу пункта 3 статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, Управление, получив от Общества заявление от 24.09.2020 N 238 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:208, в установленный законом срок это заявление не рассмотрело и не совершило ни одного из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ, тем самым допустив незаконное бездействие, нарушающее права и интересы Общества, связанные с приобретением земельного участка в собственность.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что законодателем при установлении тридцатидневного срока для рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка приняты во внимание все необходимые условия, в том числе внутриведомственные и межведомственные взаимоотношения по представлению необходимой информации, тем самым, непредставление указанных сведений в установленный законом срок не может быть признано надлежащим основанием и причиной нарушения как прав Общества, так и сроков, установленных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ.
Пункт 5 статьи 39.17 ЗК РФ является императивной нормой, следовательно, может считаться соблюденным, если действия государственного органа окончены вынесением в установленный срок обоснованного решения. В противном случае следует вывод о незаконном бездействии уполномоченного органа даже при условии осуществления деятельности по рассмотрению заявления.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что бездействие Управления, выразившееся в не рассмотрении в предусмотренный законом срок заявления Общества от 24.09.2020 о выкупе земельного участка с кадастровым номером 44:07:072002:208, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
При этом принятие на дату рассмотрения дела решения от 19.02.2021 N 33-ЕК-02/3083 об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка не свидетельствует о законности бездействия.
Установленное со стороны Управления незаконное бездействие повлекло нарушение прав и законных интересов Общества по рассмотрению его заявления в разумный (определенный законом) срок.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности условий, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимых для признания незаконным бездействия Управления.
Одновременно суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения в спорном случае пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку на момент принятия судебного акта обращение Общества по спорному земельному участку Управлением было рассмотрено.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о невозможности удовлетворения требований Общества.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 01.11.2021 по делу N А11-730/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-730/2021
Истец: ООО "МИНСКОЕ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ, ИВАНОВСКОЙ, КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЯХ