Нижний Новгород |
|
01 июня 2022 г. |
Дело N А43-34629/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2022 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.,
при участии представителя
от заинтересованного лица: Бученковой Е.А. (доверенность от 24.11.2021 N 123),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Центр эндоскопической хирургии
"Тонус Премиум"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.12.2021 и
и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022
по делу N А43-34629/2021
по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения по Нижегородской области
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр эндоскопической
хирургии "Тонус Премиум" (ИНН: 5260327423, ОГРН: 1125260005551)
к административной ответственности
и установил:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Нижегородской области (далее - Служба) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области обратился с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Центр эндоскопической хирургии "Тонус Премиум" (далее - Общество) к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.12.2021 Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 N 785н (далее - Требования N 785н), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Представленные в дело документы подтверждают, что по существу контроль качества и безопасности медицинской деятельности в Обществе был организован; доказательства наличия причинно-следственной связи между допущенными нарушениями лицензионных требований и возможностью возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан не представлены.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Служба отзыв на кассационную жалобу не представила, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечила.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела и установили суды, Служба с 30.08.2021 по 10.09.2021 провела внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом прав граждан в сфере охраны здоровья, лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
В ходе проверки Служба установила, что в нарушение действующего законодательства внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в Обществе ведется без учета Требований N 785н; отсутствует ежегодный план плановых проверок, утвержденный руководителем медицинской организации. Обществом не представлены отчеты по результатам плановых и целевых (внеплановых) проверок, проведенных в рамках внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности и сводные отчеты по результатам таких проверок, формируемые не реже одного раза в полугодие, а также по итогам года. Результаты проверки отражены в акте документарной проверки от 10.09.2021.
По итогам проверки Обществу выдано предписание от 10.09.2021, обязывающее в срок до 01.02.2022 устранить выявленные нарушения.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Служба составила протокол об административном правонарушении от 14.09.2021 и обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, законами N 99-ФЗ и 323-ФЗ, Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 (далее - Положение N 852), разъяснениями, приведенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу и назначил наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Кодекса при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелись ли событие административного правонарушения, факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, основания для составления протокола, полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение правонарушения, имелись ли снования для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к статье 14.1 КоАП РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регламентированы Законом N 99-ФЗ. В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В силу статей 2 и 3 Закона N 99-ФЗ лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением N 852 определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями.
В пункте 5 установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В силу пункта 6 Положения N 852 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования к соискателю лицензии, а также перечисленные в этом пункте требования. В частности, лицензиат обязан соблюдать требования, предъявляемые к осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденные в соответствии со статьей 90 Закона N 323-ФЗ (пункт "б" Положения N 852).
Пунктом 7 Положения N 852 закреплено, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 5 и подпунктами "а", "б" и "г" пункта 6 данного положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Закон N 223-ФЗ регулирует отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (статья 4 Закона N 323-ФЗ).
В пункте 2 части 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
На основании статьи 85 Закона N 323-ФЗ контроль в сфере охраны здоровья осуществляется, в том числе, посредством внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 90 указанного закона органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Организация и проведение внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности должна осуществляться в соответствии с Требованиями N 785н.
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется с целью контроля за выполнением медицинской организацией и ее сотрудниками требований утвержденных в Российской Федерации нормативных актов, порядков, стандартов и общемедицинских требований с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества, предотвращения причинения вреда здоровью граждан.
Отсутствие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является нарушением лицензионных требований.
Оценив материалы дела, суды признали доказанным осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушением лицензионных требований (несоблюдение требований статьи 90 Закона N 323-ФЗ, подпункта "б" пункта 6 Положения N 852). Общество не отрицало несоблюдение указанных требований.
Допущенные Обществом нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований, так как представляют угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет применение ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о том, что Общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.
Довод Общества о фактическом осуществлении внутреннего контроля со ссылкой на протокол заседания врачебной комиссии от 14.05.2021 N 36, приказ о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности от 20.09.2021 обоснованно отклонен судами, как не свидетельствующий об отсутствии нарушения статьи 90 Закона N 323-ФЗ и Требований N 785н.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (в пределах минимальной санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ) назначено судами по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Службой не допущено.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ или замены штрафа на предупреждение суды не усмотрели.
Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая оценка. Иное толкование Обществом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о нарушении судами норм права, не опровергают выводы судов.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.12.2021 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2022 по делу N А43-34629/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр эндоскопической хирургии "Тонус Премиум" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О. В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Общества о фактическом осуществлении внутреннего контроля со ссылкой на протокол заседания врачебной комиссии от 14.05.2021 N 36, приказ о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности от 20.09.2021 обоснованно отклонен судами, как не свидетельствующий об отсутствии нарушения статьи 90 Закона N 323-ФЗ и Требований N 785н.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (в пределах минимальной санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ) назначено судами по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершения административного правонарушения.
...
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ или замены штрафа на предупреждение суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июня 2022 г. N Ф01-2290/22 по делу N А43-34629/2021