Нижний Новгород |
|
01 июня 2022 г. |
Дело N А28-6792/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.05.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2022.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Домрачевой Н.Н., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Вологжаниной А.Г. (доверенность от 16.03.2022 N 7Q00/7Q00/296/2022)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственной жилищной инспекции Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.11.2021 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022
по делу N А28-6792/2021
по заявлению акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс"
(ИНН: 5612042824, ОГРН: 1055612021981)
о признании недействительным предписания
государственной жилищной инспекции Кировской области
(ИНН: 4345049124, ОГРН: 1024301334089),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть"
(ИНН: 4345467450, ОГРН: 1174350009569),
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭнергосбыТ Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Кировской области (далее - Инспекция) от 11.05.2021 N 62/1550/21П о перерасчете (снятии) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за июль 2020 года - январь 2021 года собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Киров, поселок Сидоровка, улица Зеленая, дом 2.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Горэлектросеть".
Решением Арбитражного суда Кировской области от 19.11.2021 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Инспекция указывает, что места общего пользования в доме отсутствуют, его конструктивные особенности не позволяют потреблять электроснабжение на общедомовые нужды, отсутствуют система электроснабжения общедомовых помещений и общедомовое электропотребляющее оборудование.
По мнению Инспекции, общедомовой прибор учета установлен сетевой организацией без извещения о том собственников, введен в эксплуатацию ненадлежащим образом и непригоден для коммерческих расчетов.
Подробно доводы Инспекции изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Инспекции, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третье лицо в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Инспекция и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании обращения от 10.03.2021 N К-2051 о ненадлежащем начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Киров, поселок Сидоровка, улица Зеленая, дом 2, Инспекция с 08.04.2021 по 11.05.2021 провела внеплановую документарную проверку в отношении Общества.
В ходе проверки установлено, что по информации от администрации города Кирова данный дом находится в непосредственном управлении собственников помещений; технический паспорт и протокол общего собрания по выбору способа управления данным многоквартирным домом в администрации города Кирова отсутствует.
Коллективный (общедомовой) прибор учета электрической энергии, тип М.200.04, заводской номер 15014840, установленный на фасаде многоквартирного дома, введен в эксплуатацию по акту допуска в эксплуатацию прибора электрической энергии от 25.12.2018.
Инспекция установила, что нежилые помещения и места общего пользования в доме отсутствуют, поэтому начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды за июль 2020 года - январь 2021 года, собственникам квартир в доме нарушает пункты 40 и 44 Правил N 354.
Обществу выдано предписание от 11.05.2021 N 62/1550/21П, в соответствии с которым оно обязано провести комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений и обеспечению соблюдения обязательных требований пунктов 40 и 44 Правил N 354 путем перерасчета (снятия) излишне начисленной платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за июль 2020 года - январь 2021 года собственникам (нанимателям) жилых помещений в многоквартирном доме.
Посчитав данное предписание незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь Правилами N 354, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, так как Инспекция не в полном объеме исследовала вопрос о наличии мест общего пользования.
Апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги своевременно и полностью возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, а том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
В части 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме выбрать в качестве способа управления непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать.
При непосредственном управлении многоквартирным домом возможны прямые отношения между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями. При этом ресурсоснабжающие организации будут являться исполнителями коммунальных услуг (пункт 8, подпункт "в" пункта 9 Правил N 354).
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В пункте 44 Правил N 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354. При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к Правилам N 354.
Так, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, распределяемый между потребителями, исчисляется в зависимости от объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
В рассматриваемом случае спор возник в связи с оплатой электроэнергии в объеме, поставленном согласно показаниям общедомового прибора учета. В основу спорного предписания положен вывод Инспекции об отсутствии в многоквартирном доме мест общего пользования, и, соответственно, оснований для взимания платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируют Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
На основании пункта 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 данных правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (абзац 1).
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество начислило плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета электрической энергии, тип М.200.04, заводской номер 15014840, установленного на фасаде многоквартирного дома, и введенного в эксплуатацию по акту допуска в эксплуатацию прибора электрической энергии от 25.12.2018.
Суды приняли во внимание акт проверки общедомового прибора учета от 14.04.2021, в котором отражена информация о наличии в чердачном помещении системы освещения с рукописной отметкой "не электрифицировано", отсутствие технического паспорта на многоквартирный дом, а также факт поставки ресурса во внутридомовую систему электроснабжения, и обоснованно указали на преждевременность вывода Инспекции об отсутствии мест общего пользования.
Довод Инспекции о непригодности общедомового прибора учета к коммерческим расчетам надлежащими доказательствами не подтвержден, в ходе проверки не устанавливался; показания общедомового прибора учета не опровергнуты и не оспорены, доказательств, свидетельствующих об ином объеме энергопотребления, в материалы дела не представлено.
Согласно статье 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1). Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2).
В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий (часть 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
В части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрена обязательность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, в том числе, используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии.
В настоящем деле суды пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения потребителей от обязанности по оплате фактически поставленной электроэнергии, потребленной в пределах структурно обособленного объекта - многоквартирного дома, находящегося под непосредственным управлением его собственников, при наличии общедомового прибора учета ресурса и с учетом недоказанности факта отсутствия общего имущества в доме.
Доказательства того, что фактический расход коммунального ресурса в исследуемом периоде был направлен на иные нужды, не относящиеся к общедомовым, в материалах дела также отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали спорное предписание необоснованным, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.11.2021 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 по делу N А28-6792/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу государственной жилищной инспекции Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Н. Домрачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий (часть 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ).
В части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрена обязательность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, в том числе, используемой электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 июня 2022 г. N Ф01-2564/22 по делу N А28-6792/2021